Предыдущая Следующая
Если мы на мгновение оставим в стороне, то, что
сказано о влияниях мадригала, камерной музыки в эпоху Елизаветы, и попытаемся
представить духовное состояние человека, который не слушает и не хочет слушать
ничего другого, кроме органной музыки, то мы поневоле должны представить очень
одностороннюю- личность. Несмотря на то, что этот
человек вполне мог быть в спокойной ясности и удовлетворительности, он был бы
не расположен ко всему, что касается любого рода веселья, и был бы неспособен к
восприятию многих негармоничных мелочей жизни. Его любовь к красоте выразилась
бы лишь в серьёзной и строгой форме, которая вызывала бы мрачно скрашенное
величие, почтение и священный стрех, но не воодушевление и не сердечную любовь.
Несмотря на то, что теперь можно спокойно утвердить, что едва существует
человек, который не слышал ничего другого, кроме органной музыки, есть такие
люди, которые признают только власть «короля инструментов», как они его
называют, чтобы привести в движение внутреннее. Такие люди, очевидно, были и во
времена Генриха восьмого. Они, правда, слушали и волшебные мадригалы
и камерную музыку, но ни одна из них не имела того воздействия, которое
оказывала культовая музыка. Их строгая и мрачная эмоциональная природа
приходила в колебание лишь от этой музыки.
С другой стороны, мы уже указали на то, что одинаковая
причина не всегда вызывает одно и то же воздействие, и в только что
рассматриваемой теме мы находим ещё один пример для этой истины. Посредническое
музыкальное воздействие, которое приводит с собой глубоко идущие философские
размышления спиритуалистического вида, для некоторых может лишь дать повод к
религиозному бичеванию и пуританской строгости. Это можно частично обосновать
тем, что начала пуританства находятся отнюдь не в
высоконравственной сфере, остальное объяснит история. Известно/
что пуританское влияние на церковь и общество идет изнутри, а не снаружи, и что
они только тогда пришли к политической власти, когда проступок Карла! против
конституции вынудил их к тому, чтобы выступить властью против власти. Поэтому,
если будет поставлен вопрос, почему же пуританский дух приобрел такое влияние
на нацию, ответ будет звучать так: это влияние было определено только как
преходящее и по большей части из-за политических мотивов. При данных обстоятельствах
веселым и жизнерадостным влияниям мировой музыки не удалось установить
противовес. Мы не сомневаемся, что эта ситуация могла бы продолжаться
значительно дольше, если бы пуританские силы преследовали другую политику,
Удивительная ирония заключается в том, чтоте, же силы сформировали и привели в
действие пуританство, Вместо того чтобы закрыть доступ мировой музыке,
упразднили церковную музыку(4) и особенно использование органа. Получилось так,
что на время Commonwedlth имело место дальнейшее распространение влияния
светской музыки. Теперь нужен был только лишь подходящий психологический момент/ чтобы это развитие нашло свое выражение. Этот момент
был дан, когда КарлII вступил в Уайтхолл. Это
произвело исключительный эмоциональный переворот, который доказал, что при
пуританском движении речь шла о внешне образованных обстоятельствах, а не о
живущей внутри национального характера необходимости.
Предыдущая Следующая
|