Предыдущая Следующая
Мы хотели бы упомянуть и о протесте, который поднимали
духовники и миряне против постановки ораторий, обосновывая его
непочтительностью. Отклоняя эту странную позицию. Дин Ремсей писал: «Хорошо
известно, что возражения против постановки ораторий и против участия в подобных
выступлениях завышены. Фактически считается, что они, главным образом, для
непосвященных и богохульствующих, поэтому доброжелательные и добросовестные
особы считают своим долгом .выразить протест против
ораторий и запретить своим семьям присутствовать на подобных выступлениях, как
если бы они запретили присутствовать в местах действия чисто мирского
увеселения, например в операх и в занимательных театральных постановках».
Может показаться преувеличением
говорить о наростах благоговейной робости, но ведь не только выше
приведенная цитата, но также многое другое в Викторианскую эпоху оправдывает
это высказывание! Итак, почтительность и представление о святости, конечно,
связаны между собой очень тесно, но однажды происходит то, что делает возможным
появление преувеличенного представления о святости, так же как и
преувеличенного представления о безбожии. Последнее станет поводом для многих
викторианцев рассматривать все светские развлечения как греховные. Ходить в
театры и оперы считалось безбожием. А находить в этом радость значило
«поддаваться восхищению/ которое вводит в заблуждение
и соблазняет попробовать наслаждения с запретного дерева»., так можно бы
свободно изложить уже цитируемую статью из «Квотели Ревью». Подобного рода
чопорность можно проследить и в вопросах сексуальности, ведь чопорность есть
ничто другое, как проявление введенного в заблуждение чувства почтительности;
так как сексуальность была неизбежным, а иногда и отрадным злом, она, по
представлению викторианцев была допущена Богом неофициально, но каждый намек на
нее в печати или в обществе запрещался. С точки зрения почтительного поведения,
особенно с дамами, даже мыслям отводилась большая роль. Для мужчины считалось
неприличным говорить о сексуальных вещах с замужней женщиной, даже если ее
невинность при этом не могла пострадать, а тем более с незамужней женщиной.
Побочные явления всего этого хорошо известны: излюбленным художественным
приемом стала чистка классических произведений от «неприличных сцен», но никому
в голову не пришла мысль исправить подобным образом библию. Классические статуи
были снабжены фиговыми листочками, чтобы завуалировать мнимое неприличие
определенных слов, стали применять синонимы. В научных произведениях вдруг
стали употребляться отступления на латинской языке - нет необходимости делать
это перечисление более подробным.
Предыдущая Следующая
|