Предыдущая Следующая
Но с другой стороны, нация, которая испытывает такое
воодушевление от ультра-мелодичного намеренно будет
становиться все более веселой и жизнерадостной и будет достойна уважения, как
если бы она становилась все более почтительной.
Глава 8
Сравнение влияния Генделя и Баха
Со смертью Иоганна Себастяана Баха в Г750 году /за 9
лет до смерти Генделя/, человечество лишилось великого полифониста, которого
когда-либо видел мир на музыкальной арене. Фактически, если процитировать
Шумана: «Музыка обязана ему так же много, как религия своему основоположнику».
Однако, Бах был более чем великий полифонист, он
создавал мелодии редкой красоты и гармонии со смелостью достойной внимания.
Потому и не удивительно, что он признан «отцом всей нашей современной музыки»,
и, что имя его является символом для «завершения и усовершенствования
христианского музыкального искусства со времен средневековья и реформации».
Полное освобождение музыки произошло благодаря Баху, именно через его
творчество в области чистых инструментальных композиций «музыкальное искусство
получило высшую, совершенную печать свободы. Теперь она могла в чистых и ясных
тонах выразить самые глубокие чувства. Она не нуждалась больше в поддержке
поэзией, библейскими, и литургическими текстами, в богослужениях, гражданских
церемониях, искусстве драматургии, которые должны были помогать
ей быть понятой. Она сама стала высшей инстанцией в области свободного
звука. Из положения зависимого вассала Бах поднял ее на уровень королевы,
которая отвечает только за себя»(1).
Подобного рода безмерные хвалебные гимны историков мы
процитируем несколько раз. В похожем хвалебном стиле, хотя и менее цветистом,
выражается автор музыкального лексикона Groves: «Бах создал
совершенно новый вокальный стиль, который коснулся и инструментальных основ,
возвел его к вершинам совершенства удерживал его на этой высоте.» Несмотря на
то, что о его мастерском контрапункте говорится как об особом признаке
гениальности, его действительная сила лежит в почти непостижимо легкости и
ловкости, с которой ему удается привести к соединению сложную, тонкую
музыкальную ткань с тактовым формализмом. Это доказывает постоянство
логики и богатое чувство органичного целого, которые воистину достойны
подражания. Его мелодии, гармонии тактовые периоды словно состоят из единого
целого. Нерушимый дух строгой логики, неизменное согласие с закономерностью
пронизывают как целое, так и отдельные части (2).Это великолепное единство идеи
и Формального построения придает произведениям Баха печать настоящего искусства
и объясняет магическую силу притяжения, которой они обладают, и которую делают
объектом серьезного изучения. Предыдущая Следующая
|