Предыдущая Следующая
С давних пор часто можно было слышать выражение
«литературный художник». Так говорили о художнике, который -был
так увлечен тематическим предметом, что представлял его, собственно, как
картину, это относится, если мы не ошибаемся, к Бюрн Жоне, Россетти, Беклин и
другим, так как они соединяли поэтическую привлекательность тематики с красотой
изображения. В области искусства звука аналогичное соответствие с этим можно
найти в музыканте, сочиняющем так называемую «Программную музыку» в противовес
к абсолютной или чистой музыке. Один имеет намерением выразить эмоцию,
определенную декорацию или идею, в то время как другой довольствуется тем,
«чтобы выразить ничто другое, как только саму музыку», если это вообще
возможно.
Если Шуман фактически никогда не писал симфонических
поэм, то его инспирация была более подвержена влиянию литературы, чем у других
музыкантов, которых мы исследовали до сих пор. Можно даже утверждать, что на
полностью била питаема сочинениями Жан Поля. Восхищение Шумана этим автором
было так велико, «что он впадал в сильный гнев, когда кто-то осмеливался
критиковать или сомневаться в Учении Жан Поля как писателя, полного фантазий и
богатого идеями.(2)
Уважение Шумана к этому писателю было не
безосновательным, так как рассказанные им повествования, облечённые в форму
мечты, являются необычными и великолепными сочинениями прозы, когда-либо
возникавшими, Они космичны в своем возвышенном величии, и как Карлайл, так и.Шуман были сражены их очарованием. Шуман и сам был
мечтателем. Он был «поэтом в процессе становления», так как ранее «его
склонности к музыке и литературе находились в равновесии» (3). Это привело к
тому, что обе тесно переплелись друг с другом: Шуман был не только музыкальным
литератором, но он стал первым засвидетельствованным литературным композитором
(4). Название музыкального произведения для него было если не существенным
дополнением, то по меньшей мере, вспомогательным средством
для его понимания. То несмотря на это, а это
значительный факт, все же сначала делались наброски произведения, и затем
подходящий подзаголовок. Отсюда можно сделать вывод, что свою музыкальную
инспирацию он не ограничивал литературной идеей, но позволял проявиться ей
полно: она говорила голосом музыки, и этот голос сообщал ему в конце- концов, ее собственное значение и осмысление.
Предыдущая Следующая
|