Предыдущая Следующая
Тонкое воздействие музыки сообщило ей нечто другое: не
все дети похожи, они отличаются друг от друга также как и взрослые. Между ними существует лишь одно сходство: о и все дети только наше
обращение с ними делает их похожими, ибо„мы не оставляем за ними права
выражения собственной личности: мы топчем их индивидуальность, мы молчим на
заданные ими вопросы, мы не делаем даже попытки понять их, поощрить имеющиеся в
них способности и выявить их внутренние таланты. Если они выказывали
непослушание, то мы наказывали их и отправляли в постель, никогда, однако, не
пытаясь найти настоящую причину их непослушания и благоразумно устранить ее,
совсем наоборот: мы хваталась за вспомогательные средства, запугивая их. Но
разве не было в действительности лучшего выхода?
До сих пор мы занимались только воздействием музыки
Шумана на взрослых, однако она, кроме того/ и более
того, имеет явное воздействие и на самих детей, помогая им быстрее достигать
духовной зрелости. Сегодня рождаются дети, повергающие в изумление членов и
своей семьи остротой ума и рассудительностью. Эту раннюю духовную зрелость в
значительной мере нужно отнести к воздействию музыки Шумана, потому что
благодаря улучшению условий жизни детей, способности, сокрытые в детской душе,
пробуждаются быстрее и легче. Его музыка воздействует на подсознание детей таким образом, каким до сих пор не удавалось никакой
другой. До сих пор это единственная музыка, настроенная на детскую душу, и
потому она является единственно пригодной для воспитания ребенка. Музыкальная
душа понимала душу ребенка и говорила с ней, преисполнившись нежности, любви,
чего не мог никакой другой и композитор.
Как и Шопен, Роберт Шуман оказал явное воздействие на
изобразительное искусство и материю. Прежде всего это
относится к искусству, и которое в своей ранней Форме проявления было известно
как «молодежный стиль». Это направление искусства выявилось уже в последнем
десятилетии прошлого столетия. С тех пор оно получило дальнейшее развитие со и
стороны множества художников. Еще более ответственен Шуман за формирование
художников постимпрессионистов и их многочисленных последователей. Если мы
перейдем к исследованию духа и Постимпрессионизма, то мы непременно увидим его
отличительный признак: наивность. Инспирированные под его влиянием рисунки и
картины выглядят, как будто они выполнены детьми. Деревья, дома и фигуры-все Я
пробуждает представление о руке и душе ребенка. Это узнаваемо уже в
произведениях Гогена и Ван Гога, и еще яснее у Пикассо. Эта «примитивная»
первоначальность, простота в замысле и изображении распространилась далее по
всем странам: мы замечаем их в картинах швейцарского художника Годлера,
встречаем у немецких, французских, английских, русских и итальянских
художников. Мы, не колеблясь, И повторяем, что это косвенное воздействие было
вызвано через Шумана, II точно так же, как последователи Рафаэля косвенно были
инспирированы Шопеном. Причем, мы хотим добавить, что продолжалось это довольно
долго: до тех пор, пока это влияние не приобрело материальную Форму, но ведь и
музыка Шопена никогда не исполнялась в «раком изобилии как музыка Шумана. Предыдущая Следующая
|