Предыдущая Следующая
Эту монотонную утонченность можно заметить, слушая
пьесу Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: все нежно, приглушено, Я
расплывчато, неопределенно. Дебюсси был первым композитором, который должен был
совершенно отказаться от музыки, ориентированной на человека и писать просто
музыку природы. Его задачей было положить первую ступень, начало лестницы к
Дэва-эволюции и подражать музыке гномов, эльфов, духов воды и облаков,
Следовательно, был побуждаем писать сочинения с такими названиями, как:» Облака», «Море», «Сады под дождем», «Отражения на воде»,
Известен же он стал именно после написания оперы «Пеллеас и Мелиэанда (по
Метерлинку), но притянула его к написанию этого произведения не столько
человеческая действительность, сколько, наоборот -удаленность
от нее. Отсюда и результатом была нерифмованность: музыка духа природы
неуместна для драмы человеческой ревности, и поэтому его опера вообще неудовлетворительна,
она слишком поверхностна и прозрачна, поэтому при прослушивании
ее обязательно наступает момент, когда возникает чувство, что она
слишком длинна. Наконец, музыка духа природы для оперы вообще непригодна, для
нее более бы подходила тема сказки или мифологии, т.к. духи природы не знают ни
страстей, ни забот, у них нет ничего из того, что мы называем чувством морали.
Основной признак их существования - это радость жизни. Они поют, они танцуют,
они купаются в солнечных и лунных лучах, они любят формировать облака в
бесчисленные образы, они склонны к шалости и охотно превращаются в различные
образы, также как дети охотно И «переодеваются». Они в действительности очень
похожи на детей и имеют к ним особое предпочтение, часто играют, с теми из них,
кто восприимчив к трансцендентальным воздействиям. Когда же дети сообщают
родителям о своих играх с эльфами, то «знатоки-родители считают все это
выдумкой, хотя все это верно, ибо многие молодые люди наделены утонченностью
восприятия, которую с возрастом теряют потому что им
твердят, что все это чепуха, так естественные способности угнетаются и
погибают.
Мы не будем детально разбирать
творчество Дебюсси, Сказано достаточно, чтобы показать схожесть его музыки с
утонченностью музыки природы, но все же только тот, кто обладает способностью
яснослышания, способен услышать, как велика эта схожесть, так как то, что может
быть воспринято физическим слухом как шелест ветра или смеющееся бульканье
ручья, это только внешняя манифестация пения природы есть внутренняя песня,
которая возникает с каждым движением листьев, крыльев бабочек,
даже распусканием лепестков, когда они раскрываются при соприкосновении с
солнцем. Дебюсси передал это настолько, насколько было возможно нашими
современными инструментами. Предыдущая Следующая
|