Предыдущая Следующая
Следовательно, старые индийские священники не пытались
развивать музыку как художественную форму, а стремились только усилить ее
мантрическое значение. По природе своей они были предрасположена»
к созерцанию. После того как они узнали, что определенные звуковые секвенции
вызывают глубокую медитацию, они экспериментировали с ними и утончали их до тех
пор, пока не достигли желаемого результата:
Самадхи, или сверхсознательное состояние сознания. И
хотя они в этом состоянии сознания слышали «музыку созерцания», если можно так
выразиться, они не принимали ни каких попыток выразить это в земном звуке.
Они довольствовались тем, что она своей силой поддерживала их медитацию,
оставаясь вспомогательным средством для достижения объединения с божественным. Если человек достиг блаженства, что остается
ему еще достичь или желать!
Как псалмист, так и старый индийский священник
придерживались взгляда, что «боязнь» перед Господом означает начало мудрости и
познания священного. Следствием этого было развитие тех великих религиозных и
философских систем, которые навсегда останутся памятниками «величия
и богатства индийской мысли.
Субтильность четверти тона способствовала погружению
сознания в созерцательное состояние и оказывала утончающее воздействие на дух,
результатом чего было не только освоение знания, но и .
достижение мудрости, так как мудрость есть ни—-что другое, как сублимированное
одухотворенное знание.
Несмотря на это, было бы неверным сказать, что
индийская музыка оставалась исключительно мантрической и вызывающей транс.
Существование желаний, различные склонности в самих людях, чисто человеческие
страсти, порождающие страдание у людей не философского характера, побуждали
излить душу в песне. Но в этом случае, имеющиеся в распоряжении музыкальные
средства, включая инструменты, были столь ограничены, что не способствовали
выражению всего накала энергии или мощной силы. Следовательно, индийская музыка
оставалась в дальнейшем гомофонной.
Но узко ограниченное искусство, в которое нет входа
новым идеям, не имеет развития и блекнет. Если бы западноевропейская музыка оставалась
стоять на месте, то ее ожидала бы такая же судьба.
Мы попытались показать, что индийская музыка оказывала
воздействие, главным образом на дух, поскольку в ней отсутствовали вообще
сильные энергетические элементы нашей разнообразной западноевропейской музыки.
Далее мы установим, что такие же черты характера отсутствовали и у индийского
народа. Естественно, что в определенной
степени за это могут быть ответственны климатические условия, но все же более
живая музыкальная форма могла бы в дальнейшем ослабить ее. Предыдущая Следующая
|