Предыдущая Следующая
11. Проследите, на какое произношение, громкое или
тихое, вам нужно больше дыхания. Убеждена, что вы сразу поймете, что для
громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая
речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля за его выдохом,
концентрации, активности. Тихую речь тоже должны услышать ваши будущие
слушатели.
12. Стихотворение или прозу читайте, утрированно
произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается -
активность остается. Утрированное произношение в классе - в зале прозвучит
четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию
челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны
произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток
гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение
согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация "удесятерения"
согласных при произношении, особенно в пении.
13. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным
потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом
потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных:
белеет парус одинокий
е-ее - а -у -о- и-о-ии
Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в
этот поток "вставьте" быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить
ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось
близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Это же упражнение
надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а
потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую
кантилену.
14. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать
скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере
успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать
темп, дикцию.
а) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
б) Шит колпак не по колпапаковски,
Надо его переколпаковать.
в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
д) Ехал грек через реку, видит грек в реке
рак.
Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.
е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Предыдущая Следующая
|