Предыдущая Следующая
ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с
голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными
мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все.
В голосообразовании принимает участие и нервная система,
соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными
нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.
Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы
(эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии
работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в
голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной
нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи
с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый,
целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
Голос и слух
В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие
аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки.
Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в
раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не
только глухим, но и немым.
Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые
раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для
нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого
ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных
центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует.
Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос
не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться
без участия голосовых органов.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность
голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и
вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.
При формировании и развитии вокальных навыков все время
происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются
и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля
ощущений слуховых, мышечных, резонаторных.
Рис. 2. Сагиттальный разрез через полость носа, глотки и
гортани:
Предыдущая Следующая
|