Предыдущая Главная
5. Выравнивание баланса по
субъективным факторам. Если вы мастерите альбом группы, то немаловажно, чтобы
громкость вокала на всех композициях воспринималась равномерно, чтобы их
амплитудно-частотное наполнение было соразмерно. Для примера возьмите несколько
фирменных CD разных групп и посмотрите, как это достигается. Стоит еще отметить
тот факт, что в студийной технике достаточно популярен психоакустический
прибор - максимайзер. Он практически не имеет ничего
общего с Waves Ultramaximizer,
и предназначен для корректирования баланса широкополосных сигналов. Например,
для составления компиляций CD, где все должно звучать единообразно.
Явный представитель
устройств этого класса - BBE Sonic Maximizer, распространенный в большинстве современных
студий, а также на радиостанциях и в концертных залах. Сегодня нам представляется возможность оценить достоинства данного
прибора в виде одноименного плагина. Правда с некотороми отличиями -
теперь можно корректировать звучание отдельных инструментов по тому же
алгоритму. В наличие имеются пресеты для гитар,
пианино, других инструментов и мастеринга в целом.
Этот процессор работает в разных режимах для выполнения различных задач.
Отдельно хочется отметить, что этой программой нужно уметь пользоваться, и
неопытный человек может и не понять суть происходящего.
Совсем практика…
Для стерео-мастеринга на домашней студии будет достаточно
несколько программ, список которых я приведу:
·
Steinberg WaveLab 4.0
(модуль дитеринга UV22HR, имеется собственный
автоматизированный модуль поиска артефактов Analysis
- Global Analysis).
· Waves X-Click,
· Waves X-Cracle,
· Waves X-Noise,
· Waves Q10 Paragraphic EQ,
· Waves L2 Ultramaximizer,
· WaveArts MasterVerb,
· OhmForce OhmBoys,
· iZotope
Ozone DX 2.0,
· BBE Sonic Maximizer,
· t.c.
electronic Spark FX VST (пресеты CD Mastering и CD PreMaster),
· IK Multimedia
T-rackS VST.
Последняя - только для любителей. Лично меня она сейчас не
привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно
нашумела своими математическими алгоритмами эмуляции ламповых приборов.
Большинство из
приведенных программ предусматривают операцию дитеринга
(компенсации цифровых шумов квантования при переходе от одной разрядности на
другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает
текущую разрядность обработки, а алгоритм дитеринга Apogee UV22HR, использующийся в этом редакторе, считается
одним из лучших в мире.
В завершении
Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто
автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете
фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные
процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трансляции вы
никогда не услышите - частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе,
достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не
будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями.
Если вы решите,
что "мастеринга в домашних условиях" вам не
хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали
производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо
труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не
примут.
То есть,
подведем итог, "мастеринг в домашних
условиях" - это автоматизированная обработка звуковых данных для создания
более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что
все зависит от специалиста.
И еще я заметил
тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому
сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии
- неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.
Автор: Кристофер
Дата: 24.10.2003
Copyright © 2003. Частный проект «Softo-Art»
Предыдущая Главная
|