Домашняя звукозапись
В настоящее время на российском
рынке имеется достаточно много высокотехнологичных звукозаписывающих устройств,
но парадокс заключается в том, что чем больше всяческого музыкального (в том
числе звукозаписывающего) оборудования, тем сложнее сделать выбор. Иногда
получается вообще анекдотическая ситуация – музыкант месяцами анализирует
возможности тех или иных приборов, взвешивает все минусы и плюсы, пытаясь при
наименьших затратах получить наивысший результат. А в итоге на рынке появляется
новое устройство, которое, как правило, дает большие возможности и в этом
случае приобретать «старье» уже не имеет смысла… Начинается новый виток
«познания и анализа». Так музыкант, который должен выпускать пластинки,
выступать с концертами постепенно превращается в эксперта музыкального
оборудования. Поэтому в этой статье я постараюсь проанализировать варианты
подбора оборудования для коммутации домашних студий. При подготовке статьи я
достаточно много общался с музыкантами, звукорежиссерами, поэтому здесь
отражена не моя субъективная точка зрения, а скорее коллективный опыт многих
музыкантов, которые занимаются звукозаписью…
Как ни крути, но современная звукозапись (имеется ввиду домашняя, при которой
вся работа основана на MIDI) практически невозможна без компьютера. Конечно,
можно использовать выносной секвенсор, звуковые модули, «железные» сэмплеры,
цифровой рекордер… Причем при таком подходе обеспечивается лучшая синхронизация
MIDI-треков (как ни крути, но выносное «железо», изначально предназначенное для
решения каких-либо узкоспецифических задач работает лучше)… Но, тем не менее,
практически все музыканты приобрели компьютер, который намного удешевляет
стоимость студии, т.к. в «одном ящике» тебе и секвенсор, и сэмплер, и
«аналоговые» синтезаторы, и хард-диск рекордер, и удобный наглядный интерфейс.
Отказаться от этого не в состоянии ни один здравомыслящий человек. Добавить к
этому чисто российскую специфику – наличие «пиратского» музыкального софта. При
этом получается, что музыканту нужно приобрести только компьютерное «железо», а
весь софт, который по идее должен стоить на порядок больше самого компьютера,
достается практически даром.
Итак, начинать «строительство» домашней студии целесообразно именно с
приобретения компьютера. В настоящее время обычный (даже не самый крутой)
компьютер при наличии соответствующих программ и звуковой карты превращается в
полноценную звукозаписывающую станцию. Есть масса примеров, когда на одном
компьютере (т.е. когда весь процесс звукозаписи происходит внутри машины, без
использования выносного оборудования) музыканты создавали записи высокого
профессионального уровня. Тема компьютерной звукозаписи - анализ программ,
методы работы и т.д. достаточно подробно освещена в статье «Первые шаги в
звукозаписи» в прошлый раз. Единственно, на чем хотелось бы остановиться
касается WINDOWS 2000, для тех кто работает на PC. Как известно эта
операционная система, которая основана на ядре технологии NT, поддерживает
двухпроцессорные компьютерные системы.
Двухпроцессорные компьютеры имеют несомненные преимущества, т.к.
производительность машины, особенно в плане обработки звука в реальном времени,
существенно повышается. При этом цена компьютера увеличивается совсем
незначительно, достаточно прибавить только стоимость еще одного процессора
(двухпроцессорные материнские платы практически сравнялись в цене с
однопроцессорными). Хотя в музыкальной среде уже выработались афоризмы типа
«надо идти на шаг сзади технического прогресса» или «поменьше смотрите в
перспективу» все же покупать устаревший компьютер (если идет речь о серьезной
работе со звуком, особенно по концепции звукозаписи «все внутри машины») не
имеет смысла. В настоящее время весь выпускаемый софт ориентирован именно на
WINDOWS 2000, поэтому как бы ни было это болезненно, но переходить на WINDOWS
2000 придется. В этом случае, конечно, и компьютер лучше иметь
двухпроцессорный, т.к. WINDOWS 2000 открывает новые возможности для
музыкального творчества именно при этой конфигурации. Хотя проблемы, связанные
с переходом на новые программы неизбежны, в данном случае все же имеет смысл
посмотреть в перспективу
Да, компьютер вещь хорошая, он дает возможность фиксировать музыкальные идеи.
Но со временем музыкант неизбежно хочет повысить уровень своей студии с целью
получить более высокое качество звукозаписи. Во-первых, компьютерные семплеры,
как бы они ни были хороши и удобны, начинают надоедать. Лучше сказать, что на
виртуальных семплерах аранжировка звучит как-то не так как хотелось бы.
Неминуемо появляется желание разбавить семплерный саунд мягкими звуками
выносных синтезаторов, добавить модные космические звуки. Кроме этого, при
прослушивании записей сделанных нормальным (через пульт) способом и
компьютерным «все внутри машины» чувствуется заметная разница. Конечно, здесь
много факторов – в первую очередь квалификация специалистов, которые создают
записи, но есть и объективные моменты ощущения «чего-то не того», в чисто
компьютерной записи. Многие специалисты объясняют это временной задержкой
многоканального аудиопотока, который чувствуется на подсознательном уровне и
мельчайшая рассинхронизация MIDI-аудио треков. Может быть в этом есть доля
истины. С другой стороны, когда в студии используется выносной
хард-диск-рекордер, пульт и звуковые модули (совместно с компьютером) звучание
записей обретает действительно профессиональный характер. Что в этом случае
получается?
Компьютер используется как секвенсор и семплер. Также он очень удобен для
редактирования аудиоматерала. Так как аудио будет записываться на выносное
устройство, требования к мощности компьютера существенно снижается. Но самое
главное, появляется запас прочности, большая надежность системы. Хотя в
компьютер можно прописывать и аудиотреки, если в этом появится необходимость.
Хард-диск-рекордер предназначен для записи аудио и для обработки эффектами
(многие рекордеры имеют процессоры эффектов). Как уже отмечалось, выносной
рекордер, разработанный специально для цифрового аудио, работает лучше любого
компьютера, как в плане качества звука, так в плане надежности, стабильности…
Выносной звуковой модуль совместно с виртуальным компьютерным семплером дает
прекрасное звучание аранжировки. Хотя многие музыканты накопили огромное
количество библиотек семплерных звуков, обойтись без современного звукового
модуля очень сложно.
Пульт сам по себе нужен для коммутации оборудования и правильного (грамотного)
сведения. Современные цифровые пульты имеют огромные возможности –
автосведение, возможность обработки эффектами, управление по MIDI,
синхронизацию и т.д.
Мониторы для получения объективной картины звучания музыки.
Практически законченная полноценная студия!
Конечно, читатель должен понимать, что это только принципиальная схема,
своего рода скелет студии. Этот «скелет» еще должен обрасти мускулатурой,
кожей. Что я имею ввиду? Для создания аранжировки необходима MIDI-клавиатура
или другие контроллеры, например, гитарный MIDI-синтезатор… Для записи вокала
не обойтись без хорошего микрофона, а также профессионального компрессора.
Гитаристу необходим усилитель, или, что в домашней записи более целесообразно,
цифровой процессор. И т.д. и т.п. Словом, к этой студии надо добавить еще много
оборудования, которое должно приобретаться конкретно под задачи музыканта.
Именно на этом этапе встает вопрос – что же приобрести для расширения
возможностей чисто компьютерной студии? На мой взгляд наилучшим решением именно
для домашней звукозаписи является приобретение цифровой рабочей станции, в
которой рекордер, процессоры эффектов, цифровой микшер с возможностью
синхронизации по MIDI совмещены в одном компактном приборе. Впервые такие
устройства, которые по традиции наши музыканты стали называть цифровыми
портастудиями, появились у Roland’а. Кто не помнит появление на рынке, ставшей
уже классикой цифровой звукозаписи, Roland VS-880! Компактность, удобство,
интеграция цифрового пульта, рекордера, процессоров эффектов в одном приборе,
прекрасное качество звука, синхронизация с секвенсором/компьютером,
MIDI-автосведение – все было в этой студии решено наилучшим для тех времен
способом. Данные портастудии использовались не только в студийных условиях, но
находили применение на сцене для синхронизации аудиотреков с живой группой.
Кроме того, портастудии Roland серии VS – идеальное решение для тех, кому нужна
мобильность, т.е. когда, например, ударные прописываются на репетиционной базе,
а гитары и голос уже дома. Или когда вся «черновая» работа выполняется в
домашних условиях, а ответственная работа уже в студии. И, наконец, для многих
самое главное – вопрос о цене. Получается, что цифровой пульт,
хард-диск-рекордер, процессоры эффектов и все вышеперечисленные возможности и
удобства, интегрированные в один компактный прибор по цене соизмеримы с
профессиональной компьютерной платой!!! Словом, цифровые портастудии сразу
нашли применение и были оценены по достоинству не только нашими музыкантами, но
и западными. На смену первой Roland VS-880 пришли более совершенные устройства,
а прогрессивную идею Roland’а, как всегда, подхватывают другие фирмы, создавая,
что-то подобное, стараясь не отставать от научно-технического прогресса.
Главная Следующая