Борьба с шумом
0cm'>Итак, рано или поздно, перед нами встаёт вопрос о том, чтобы перевести
запись с обычных audio лент, в mp3. Естественно, для этих целей
скорее всего будет использоваться обычный магнитофон. Самая главная проблема
при такой записи, это наличие шумов. Они бывают нескольких видов. Первые, это
высокочастотные шумы, которые возникают в следствии не
очень качественной записи на ленту. Вторые, наиболее ощутимые, это
низкочастотные шумы, которые сочетают в себе шумы самой ленты и шумы
магнитофона. С этим можно и нужно бороться.
Наиболее хорош для шумоподавления Noise Reduction в
Cool Edit. Звукорежиссеры хвалят Arboretum Ionizer, якобы из-за того, что он
избавлен от внесения фазовых артефактов в обработанный материал, знакомые
советуют Sonic Foundry Noise Reduction. Но мои уши пока что влюблены в
CoolEdit-овский шумодав. Кроме того, ни в каком другом нет столько настроек и
опций, да и то, что он работает медленнее (читай добросовестнее) других - тоже
говорит о многом. Существует также весьма неплохая программа реставрации DART
Pro , однако детальное сравнение всех этих программных продуктов выходит за
рамки данной статьи.
Итак, после многотрудной фильтрации необходимо взять 1,5-1,6
секунд шума перед каждой (для максималистов) или какой-нибудь средней
фанерой (но только с той же кассеты и стороны, откуда взята фонограмма). Далее:
1. Сделать профиль этого 1,5 секундного шума (Get Profile from Selection) с
параметрами:
0cm'>Snapshots in profile = 1024…4096
(в зависимости от мощности компьютера).
0cm'>FFT Size = 4096
(эту цифру я нашел оптимальной для подавления шума после многочисленных
экспериментов); Не рекомендую ставить максимальный размер FFT, так как это
повлечет в результате увеличение так называемого Hiss-шума сигнале.
margin-left:0cm'>2. Теперь, отфильтрованную фонограмму выделяем и уничтожаем
шум тем же Noise Reduction в Cool Edit. Параметры могут быть разными
(поэкспериментируйте с кнопкой Preview). Но я, после долгих опытов, могу для
магнитофона порекомендовать следующие параметры:
0cm'>Precision Factor = 12
(для максималистов - все 14, для Preview - 8). Параметр определяет точность
вычислений;
0cm'>Smoothing Amount = 0 (именно 0!).
Параметр вносит допуск на погрешность вычитания спектра шума из спектра сигнала
в дБ. Чем больше - тем хуже;
0cm'>Transition Wide = 6
(для очень крутых аппаратов (400$) - 3, очень дешевых - 7…9).
class=GramE>Параметр подобен предыдущему, только более гибко управляет
процессом вычитания спектра (тоже в дБ);
0cm'>Noise Reduction Level = 35…42
(при Transition Wide = 6, в зависимости от уровня записи сигнала на кассете.
Если запись на ленте была точно под 0 дБ, ставьте 37).
Параметр определяет уровень порога удаляемого спектра шума. Наиболее капризный
параметр. Обратно зависит от величины Transition Wide.
margin-left:0cm'>Нередко приходиться повторно нормализовать фонограммы под -0,2
дБ (это стандарт для CD- Audio), так как шумоподавление может серьезно
уменьшить энергию сигнала. Все готово к MP3- кодированию! Правда, бытует
мнение, что нормализация перед сжатием в MP3 - это очень вредно, и Вы на это
должны идти лишь в случае ощутимого различия между уровнями отдельных каналов
или просто слабого (-3…-6 дБ) уровня фонограммы в конечном итоге. Это как раз
тот случай, когда решать Вам.