Предыдущая Следующая
Запись прочих инструментов
Если вы не читали предыдущие
статьи этой серии, то наверное интересуетесь, какие
это инструменты мы считаем прочими? На самом деле, здесь имеются ввиду
инструменты, особенности записи которых не обсуждались
в трех предыдущих статьях.
Фортепиано
Начнем мы с самого, наверно,
часто записываемого из оставшихся вне нашего внимания инструмента -
акустического рояля или пианино. Во всяком случае, попытки такой записи
предпринимаются достаточно часто.
Сложность записи фортепиано заключается в том, что звук
исходит не только от струн, но и от корпуса инструмента. Кроме того, существуют
механические шумы, от которых неплохо бы избавиться. Плюс обычные сложности с
акустикой помещения и т. д.
В большинстве случаев при записи используется рояль, и чем
он больше, тем теоретически лучший звук он может производить, особенно в нижней
части спектра. Кстати о спектре. Одна из особенностей фортепиано заключается в
том, что этот инструмент покрывает громадный частотный диапазон, так что
необходим микрофон с широким спектром частот. Лучше всего для этой цели
подходят конденсаторные микрофоны, причем следует учитывать, что микрофоны с
малой мембраной точнее воспринимают звук. Можно использовать стерео микрофон
или пару моно. Использование более двух микрофонов требует длительного
экспериментирования и опробования, чтобы исключить несфазированность.
Место размещения микрофонов зависит от того, какой звук вы хотите получить. Для
эстрадной музыки лучше яркий, близкий звук, а для
классики и, в большинстве случаев, джаза нужен более
естественный, объемный звук.
Если помещение акустически достойное и проникновение других
инструментов минимальное, то пары микрофонов на расстоянии двух-трех метров от
правой (открытой) части рояля может быть достаточно. Если акустика помещения
ухудшает звук, то можно придвинуть микрофоны ближе, а если улучшает -
отодвинуть дальше. Соответственно, лучше использовать направленные микрофоны (кардиоидные или суперкардиоидные)
для уменьшения акустики помещения и
всенаправленные для увеличения. По
высоте микрофоны должны быть примерно на середине открытой крышки. Для эстрады
часто применяется более близкое расположение микрофонов: Предыдущая Следующая
|