Предыдущая Главная
Первый из них часто называется вариант "в
дереве". Суть его сводится к следующему. На стенах и потолке монтируется
каркас из деревянного бруса сечением 50 х 50 мм. В
нижней части стен на высоту порядка 800 мм к каркасу крепится технологическая
панель из деревоплиты. В остальные ячейки каркаса на стенах и потолке закладываются минерало-ватные плиты и
поверх них делается прослойка из стеклоткани. Затем на потолке к ячейкам
каркаса прикрепляются в шахматном порядке листы гладкой и перфорированной
фанеры. Как правило, применяют листы размером 500 х
500 мм или 600 х 600 мм. Часто приемлемой здесь
оказывается перфорация диаметром 10 мм при шаге в осях между отверстиями в 20
мм. На стенах (выше технологической панели) к каркасу в шахматном порядке или
чаще в виде чередующихся полос шириной 500-600 мм прикрепляют листы гладкой
фанеры и декоративное покрытие из деревянных реек. Обычно используют рейки
сечением 20 х 20 мм при расстоянии между смежными
рейками в 20-30 мм. Для удовлетворения требованиям пожарной безопасности рейки
и деревоплиту надо пропитать антипренами, а фанеру
окрасить (с тыльной стороны) огнезащитной краской.
Второй вариант, называемый "в гипсе"
достаточно сходен с первым. Отличие состоит в том, что вместо фанеры
используются листы СГШ, а вместо перфорированной фанеры - плиты ППГЗ. Часть
плит ППГЗ при этом также размещается и на стенах студии. Конкретные детали
размещения облицовок, соотношение их площадей определяются акустическим
расчетом, проведение которого обязательно для каждой проектируемой студии.
Многолетний опыт показывает, что при тщательном проектировании оба этих
варианта обеспечивают вполне удовлетворительное качество звучания речи
дикторов.
В настоящее время в эксплуатации находится достаточно
много дикторских студий старой постройки, имеющих площадь всего 12-16 кв. м и
даже менее. Часто приходится также сталкиваться с заказчиками, предлагающими
спроектировать дикторскую студию в столь малых помещениях. Здесь возникает ряд
проблем, связанных в первую очередь с тем, что упомянутый спектр собственных
частот тем более дискретен, чем меньше размеры помещения. Поэтому искажения
типа "бубнящее звучание" проявляются в подобных малых студиях весьма
часто и достаточно отчетливо. При заниженных размерах дикторских студий
рекомендуется уменьшать оптимум реверберации до величины 0.2-0.35 с. Однако далеко не во всех случаях
это позволяет избавиться от бубнящего характера звучания. Известны некоторые
методы, позволяющие если не исключить полностью, то по
крайней мере ослабить подобные тембральные искажения,
однако всегда (если есть такая возможность) следует стремиться размещать
дикторские студии в помещениях площадью не менее 20 кв. м. Аппаратные
К акустике аппаратных (в первую очередь это относится к
аппаратным музыкальных студий) предъявляются не менее жесткие требования, чем к
самим студиям. Наиболее распространенный в отечественной практике принцип равномерного
размещения звукопоглощающих материалов с разной частотной зависимостью КЗП на
поверхностях аппаратной сейчас является явно устаревшим. В зарубежной практике
сложились два подхода к акустическому решению аппаратных. Первый из них это
принцип LEDE (живая-мертвая
зоны помещения). Он исходит из оптимума реверберации в 0,25-0,4 с при размещении эффективных
звукопоглотителей в передней зоне помещения, где установлены контрольные
агрегаты, и звукорассеивающих конструкций на задней стене. Второй - это принцип
"мертвой акустики". Здесь применяется размещение очень эффективных
звукопоглотителей на всех поверхностях помещения и
время реверберации снижается до величины 0,2-0,25 с во всем диапазоне частот.
Детальный анализ этих методов требует специального рассмотрения и ему
планируется посвятить отдельную публикацию. Отметим только, что принцип LEDE
является более распространенным и, по мнению автора, ему следует отдать
предпочтение при создании аппаратных.
Литература
1. Ведомственные нормы
технологического проектирования объектов телевидения, радиовещания и телекинопроизводства. ВНТП-01-81.
2. Рекомендация ТК ОИРТ 31/1.
3. Рекомендация ТК ОИРТ 51/1.
4. Руководство по расчету и проектированию шумоглушения
в промышленных зданиях .М., Стройиздат,
1982.
5. Рекомендация ТК ОИРТ 86/3.
6. Руководство по расчету и проектированию звукоизоляции ограждающих
конструкций зданий. М., Стройиздат, 1983.
7. Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных
зданий. М., Стройиздат, 1986.
8 .Ланэ М.Ю. Акустика студий. Обзорная информация
ВНИИТР. Вып. 1(11). М., 1986.
9. Ланэ М.Ю. Об оптимальном выборе размеров речевых
студий. Депонир. в ОНТИ ВНИИТР 05.10.89. N38-тр89.
Предыдущая Главная
|