Предыдущая Следующая
Возможность подключения педалей. Почти все более или менее уважающие себя клавиатуры
оснащены разъемами для подключения педалей. Первая из них, сустейн-педаль,
имитирует правую педаль фортепиано, т. е. "держит" звук до момента ее
отпускания. Вторая, педаль громкости, предназначена, понятно, для управления
громкостью в режиме реального времени.
Сустейн-педаль
технически представляет собой элементарный контакт, поэтому ее применение не
вызывает проблем - изделия разных фирм подходят к любым клавиатурам. Но и здесь
"не без урода": почему-то клавиатуры и педали фирмы Roland работают на размыкание, в то время как все остальные
- на замыкание. Так что к "роландовской"
клавиатуре нужна именно "роландовская"
педаль. Отметим, что существуют варианты с переключаемой
"полярностью"; кроме того, многие клавиатуры и синтезаторы также
способны подстраиваться под тип педали.
Педаль громкости устроена несколько сложнее,
поэтому стоит обычно дороже. Впрочем, ее использование оправдано, пожалуй,
только на концертах. А вот отсутствие сустейн-педали
может создать дискомфорт тем, кто привык играть на фортепиано. Я, например, без
нее играть вообще не могу.
Дополнительные возможности. Поскольку
MIDI-контроллер представляет собой своеобразный "центр управления"
музыкальной системой, большинство клавиатур оснащено дополнительными органами
управления, которые позволяют, например, переключать звуки в синтезаторе. Если
вы работаете с компьютером, то практически все регулировки можно осуществлять
программно, поэтому наличие/отсутствие множества "ручек",
"кнопочек" и "движков" не должно стать для вас основным
критерием выбора. Напротив, по моему мнению, клавиатура должна быть предельно
простой. Вот список возможностей, которыми могут обладать MIDI-клавиатуры:
- переключение номера
звука/банка (bank select/program change). Наличие
такой возможности не критично, так как переключать звуки одинаково легко и
с панели управления звуковым модулем, и на экране компьютера;
- переключение номера
канала. Более значимая функция, позволяющая указывать, по какому каналу
MIDI следует передавать команды. Она может быть полезна в том случае, если
звуковой модуль/плата принимает команды только по одному из каналов
(обычно по первому), однако все современные платы и модули способны
принимать информацию по любому из шестнадцати каналов;
- транспонирование (сдвиг)
клавиатуры. Эта функция особенно важна для моделей с небольшим числом
(четыре-пять) октав. Как правило, она обеспечивает сдвиг на одну-две октавы вверх и вниз. Некоторые клавиатуры
допускают сдвиг на любое количество полутонов, что очень помогает в том
случае, если музыкальное произведение, которое вам предстоит исполнить,
написано в "неудобной" для вас тональности. С такой клавиатурой
вы можете играть все что угодно, например, в до-мажоре. Обычно
транспонировать можно и непосредственно в синтезаторе и/или компьютере, но
с контроллера это делать немного проще;
- разбиение клавиатуры
на зоны. Многие MIDI-контроллеры позволяют разбить клавиатуру на неперекрывающиеся (split)
или перекрывающиеся (layer) части (зоны). Каждой
из зон назначается свой MIDI-канал, и тогда можно задействовать сразу
несколько звуков. На самом деле я не вижу в этой функции абсолютно
никакого смысла: в студийных условиях это гораздо легче выполнить на
компьютере, а на концерте возиться с назначением зон все равно некогда;
- наличие индикации. В
ряде клавиатур имеются жидкокристаллические индикаторы, показывающие в
числовом виде значения параметров. Функция не то чтобы незаменимая, но все
же полезная;
- совместимость со
стандартами GM/GS/XG. Встречаются модели, оснащенные специальными функциями
управления синтезаторами, совместимыми с General
MIDI и его расширениями - GS и XG. На практике всеми параметрами GM/ GS/XG
можно управлять с любой клавиатуры, имеющей программируемое колесо или
"движок", поэтому вряд ли стоит придавать этому фактору большое
значение.
- комплектация. В
комплект поставки MIDI-клавиатуры обычно входит только адаптер питания.
Однако с некоторыми моделями могут поставляться, кроме того, MIDI-кабели,
MIDI-адаптеры, сустейн-педаль и даже некоторое
программное обеспечение. Все эти вещи всегда можно приобрести отдельно, но
если они предлагаются вам в комплекте, то почему бы ими и не
воспользоваться.
Краткий
обзор MIDI-клавиатур Предыдущая Следующая
|