Предыдущая Следующая
Размер клавиш.
Существуют клавиатуры двух типов: со стандартными клавишами (полноразмерные, full-sized keys) и с уменьшенными
(mini keys). Первые,
естественно, дороже. Здесь трудно что-то посоветовать: выбирайте, что нравится.
По моему мнению, на маленьких клавишах трудно играть простые вещи, а сложные
(например, глиссандо) легче. Ни в коем случае не вздумайте учить ребенка игре
на фортепиано на маленькой клавиатуре. Отмечу, что под стандартным размером
обычно подразумевают стандартную ширину клавиш. Длина (глубина) клавиш может
быть разной.
Число октав. Тоже
субъективная оценка. Выпускаются клавиатуры с числом октав от трех (37 клавиш)
до 7,5 (88 клавиш). Каждый сам для себя решает, в каком "октавном
пространстве" ему комфортно работать. Лично я предпочитаю пятиоктавное пространство: в четырех октавах мне очень
тесно, а в шести - раздолье. Многим музыкантам вполне хватает четырех октав, но
есть и такие, которым требуются все семь.
Чувствительность к скорости/силе нажатия. Думаю, никому не надо объяснять, что чем сильнее удар по
клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику
нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен,
поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к
скорости нажатия (velocity sensitivity)
и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной
фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), со второй дело обстоит
сложнее (см. врезку).
Тип механики. Это,
пожалуй, самый главный критерий. От типа механики клавиш зависит в основном
цена изделия. Принято различать три типа механики: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и молоточковую (hammer action). Кроме того,
внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted),
полувзвешенные (semi-weighted)
и взвешенные (weighted).
Клавиатуры с синтезаторной механикой самые
простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у
фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут
быть "легкими" или "тяжелыми", т. е. взвешенными или невзвешенными. Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и
в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш
по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше
похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь. Клавиатуры с молоточковой механикой
используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь
практически неотличимы от настоящего рояля. Но это дорогое удовольствие, так
как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную.
Выбор типа механики опять-таки за вами. Мне, например, одинаково неприятны и
очень легкие (non-weighted) клавиатуры синтезаторного
типа, и молоточковые. Первые не дают привычного ощущения тяжести клавиш под
пальцами, вторые обеспечивают его в избытке: тяжело играть. Так что предпочитаю
средний вариант - взвешенную или полувзвешенную
клавиатуру синтезаторного типа. Предыдущая Следующая
|