Предыдущая Следующая
Сигнал с глубоким амплитудным вибрато,
сгенерированный в редакторе Cool Edit Pro 2
При обработке вокальных партий амплитудным вибрато нужно
пользоваться очень осторожно. Глубина его не должна быть большой, тремоло
совсем недопустимо. Пик моды на амплитудное вибрато остался в десятках лет
позади. В современной электронной музыке его используют редко. И напрасно. Это
очень красивый эффект.
Частотное
вибрато
Суть частотного вибрато заключается в периодическом
изменении частоты звукового колебания. Частотное вибрато получило широкое
распространение лишь после создания электронных музыкальных инструментов.
Реализовать этот эффект на акустических инструментах довольно сложно. Правда, в
период расцвета ВИА появились соло-гитары особой конструкции: натяжение всех
струн в них можно было одновременно менять с помощью подвижной подставки для
крепления струн и рычага, то есть частотное вибрато здесь исполнялось вручную.
Реализация частотного вибрато в электромузыкальных
инструментах и синтезаторах проста и естественна. Работу всех узлов как
аппаратных, так и программных синтезаторов синхронизирует опорный генератор.
Если менять его частоту, то изменяться будут и частоты всех синтезируемых
колебаний. Если изменение частоты происходит по периодическому закону,
получается частотное вибрато. По существу, при частотном вибрато расширяется
спектр исходного сигнала, а тембр периодически изменяется во времени.
Сигнал с частотным вибрато,
сгенерированный в редакторе Cool Edit Pro 2
(иллюстрация для наглядности утрирована: слишком в больших пределах
меняется частота)
Красивое звучание получается только в том случае, когда
глубина частотного вибрато (относительное изменение частоты звука) невелика.
Как известно, единица музыкальных интервалов, в 1200 раз меньшая, чем октава,
называется центом. Интервал между соседними полутонами в темперированной гамме
равен в точности 100 центам. Колебание высоты тона при частотном вибрато не
должно превышать нескольких десятков центов. В противном случае создается
впечатление нарушения строя инструмента.
Частотное вибрато используется и само по себе, и входит
составной частью в более сложные звуковые эффекты.
С точки зрения технической реализации очень близким к
частотному вибрато является эффект (точнее, исполнительский прием) глиссандо.
При игре, например, на фортепиано этот прием означает скольжение пальцев по
клавишам. В электронной музыке под глиссандо понимают перестройку высоты звуков
взятых нот. Диапазон перестройки может достигать интервала, превышающего
октаву. Ручным регулятором изменяют или напряжение, или цифровой код, которые
управляют частотой опорного генератора. В электронных синтезаторах и
MIDI-клавиатурах для исполнения глиссандо имеется специальный элемент
управления: колесо или рукоятка, а стандартом MIDI предусмотрено специальное
сообщение, передаваемое при изменении состояния манипуляторов высоты тональной
перестройки. Предыдущая Следующая
|