Предыдущая Следующая
Как правило, применяемые в звукотехнике анализаторы спектра
также используют треть-октавные фильтры, числом от 27 (в дешевых моделях) до 31
- в серьезных, профессиональных устройствах. Причем частоты настройки этих
фильтров идентичны тем частотам, на которых осуществляется регулирование в
графических эквалайзерах. (В одном из ближайших номеров журнала редакция
планирует более подробно рассказать об этих и других эквалайзерах и о частотной
коррекции).
Наиболее удобные в работе анализаторы спектра имеют
светодиодный дисплей-индикатор, состоящий из нескольких (по числу фильтров)
столбиков светодиодов, по одному для каждой полосы частот сигнала. При этом в
хороших моделях, типа классического DN60 от Klark-Teknik, число светодиодов в
столбике достаточно велико - порядка 15 шт., что позволяет использовать эти
анализаторы не только для настройки АЧХ, но и для многих других, более
серьезных целей. Впрочем, существуют и совсем дешевенькие модели многих других
фирм, всего с тремя светодиодами в каждом столбике. (Автор просит не
рассматривать упоминание Klark-Teknik как рекламу!!! Ведь рекламировать
Klark-Teknik - это все равно, что рекламировать, скажем, Роллс-Ройс. Не
нуждаются они оба в ней! J )
Однако, мы отвлеклись...
При подключении к анализатору специального измерительного
микрофона с максимально линейной АЧХ (и только такого - обычные, применяемые в
музыке микрофоны - абсолютно для этого непригодны!), на экране будет достаточно
точно отображаться спектр звука. Если на нем видны явно “торчащие”, как гвоздь
в ботинке, пики (или провалы) в характеристике - то, перемещая соответствующие
этим частотам регуляторы на эквалайзере, можно в определенных пределах
скорректировать АЧХ тракта звукоусиления. Однако - именно, и только “в определенных
пределах”. Почему? Да потому, что нам же неизвестен спектр самого
воспроизводимого сигнала, т.е. нет эталона для сравнения!.. L
Вот именно таким эталоном и служит входящий в состав
большинства хороших анализаторов генератор так называемого “розового” шума.
Почему именно “розового”, а не, скажем, белого или какого-нибудь там
“серо-буро-малинового”? Да просто спектр именно такого шума - ближе к тем
сигналам, музыкальным, с которыми мы имеем дело на практике. А сам термин
"розовый" (впрочем, как и "белый") - пришел из оптики. Если
белый цвет (свет) профильтровать через фильтр, имеющий АЧХ со спадом к
коротковолновым, т.е. ВЧ-составляющим, с крутизной среза 3дб/октава - то он
станет розовым. Предыдущая Следующая
|