Предыдущая Главная
Соотношение сигнал/фон. Последнее время несколько подзабытая,
так как в явном виде (в виде постоянного гула) встречается редко, разве только
при неисправностях БП. Характеристика, описывающая появление на выходе
усилителя сигналов с посторонним происхождением и явно выраженной постоянной
частотой. Например, появление частоты 50 гц
промышленной сети переменного тока, проникающей через некачественные НЧ фильтры
силовых источников питания усилителя, или появляющаяся
в виде наводок. Тогда низкочастотные составляющие полезного сигнала (вблизи
частот, кратных 50 гц) оказываются промодулированными пульсациями выпрямителя. То есть
возникают биения, более заметные на максимальной громкости. На слух это
выражается в большей жесткости низкочастотных составляющих. Лечится более
качественным источником питания или (!) введением глубокой
ООС на НЧ в звуковом тракте. Причем второй способ в большей части недорогих
схем выбирают чаще, так как это гораздо дешевле, хотя и вносит уже временные
компенсационные искажения, не менее заметные на слух.
ФЧХ - фазово-частотная характеристика (субхарактеристика
временных). Одна из наиболее "забытых"
характеристик, которая со времен середины столетия мало улучшилась в ряде
систем, а где-то даже ухудшилась. Фазово-частотные искажения встречаются во
всех звеньях тракта: в цепях передачи сигнала, в усилителях, в колонках...
Сначала стоит вспомнить один из основных принципов психоакустики
- в случае двух различных звуковых сигналов с равной интенсивностью для слуха,
приходящих к слушателю с небольшой задержкой одного относительно другого,
слушатель скорее отреагирует на первый из них, проигнорировав второй, хотя
абсолютная взвешенная громкость их будет равна. Данный факт используется при
кодировании (а именно сжатии с потерями) в формате MP3, используется в
технологии A3D, практически во всех звуковых технологиях, использующих
психоакустические методы.
Сигнал, прошедший через звенья звукового тракта, включающего в себя не только
электронику, но и акустические системы, претерпевает задержки во времени,
разные на разных звуковых частотах. Задержки очень немаленькие, выражающиеся в
относительном, фазовом выражении в величинах, близким к единицам пи по ширине
рабочей полосы частот. То есть, сигналы низкой звуковой частоты и высокой
звуковой частоты могут быть сдвинуты друг от друга по времени на период верхней
частоты, что существенно отражается на восприятии и точности звуковой картины.
Кроме того, данный параметр мало стандартизован, почему в бытовой ширпотребной звуковой технике часто не оптимизируется, не
декларируется (впрочем, не декларируется и даже в очень дорогой технике), хотя
очень важен для субъективного восприятия. Это вам не сотые-тысячные доли
процента в случае искажений! Надо понимать, что музыкальный сигнал является
комплексным (не абстрактная синусоида), то есть здесь нужно не просто передать
мощность, как по сетям электропитания 220v, а важна и синхронность разных
частотных составляющих музыки.
Как видно из вышеизложенного, часто во многих аспектах звукопередачи для
измерений используется какой-то срез характеристик при фиксированной третьей
величине, что приводит к однобокой оценке звена звукового тракта. Да и слишком
много факторов, одновременно влияющих на звук, к тому же разделить их друг от
друга намного сложнее, чем, скажем, в видео. Именно поэтому опытные меломаны
так часто продекларированным измерениям характеристик устройств
предпочитают непосредственное прослушивание, как более верный способ
получить представление об объекте. На возможное возражение, что этот способ
субъективен, можно ответить тем, что и уши, и вкусы у всех слушателей разные.
Хотя лучшая оценка звена тракта - то, что он никак не влияет на звук и не
видоизменяет музыкальный сигнал. С другой стороны, студийная
техника часто звучит бледно, пресно, чересчур ровно и правильно, тогда как какой-нибудь
дорогой однотактный ламповый усилитель по отношению к
сигналу ведет себя как эксайтер, добавляя гармоники в широком спектре, делая
звук более домашним, теплым, приятно окрашенным (как покоробит кого-то это
выражение!), щедро политым соусом из свойственных ему искажений, но зато не
имеющий компрессии на малых уровнях громкости, как в любом двухтактном
усилителе (кроме класса А), и следовательно, высокую
линейность динамического диапазона. Поэтому выбор звеньев системы - дело сугубо
индивидуальное, каждый сам выбирает то, что ему слушать, и что нравится именно
ему.
PS: Прошу прощения у читателя, что приведены столь древние стандарты - уж что удалось найти, увы. Если кто-то может
прислать более свежую информацию, буду рад помощи.
Copyright © 2000-2003 WebSound.Ru
Предыдущая Главная
|