Предыдущая Следующая
В ситуациях,
когда требуется получить абсолютное ограничение, применяется лимитер с цепью
отсекания (clipping circuit), которая успевает остановить пики, слишком краткие
даже для лимитера. Clipper (отсекатель) работает не так тонко, как лимитер:
вместо управления уровнем сигнала он просто обрубает верхушку огибающей сигнала, который пытается превысить уровень ограничения.
В комбинации с быстрым лимитером такие периоды ограничения
могут быть очень короткими. Исследования показали, что если они не превышают
1 мс, то это не заметно на слух.
Время
атаки и время восстановления.
Как инженер в студии, так и компрессор
нуждается в некотором времени, чтобы отреагировать на динамические пики в
музыкальном материале. Для компрессора это время значительно меньше.
Современная техника позволяет ослабить сигнал так быстро, что он не успеет
превысить определенный уровень. Однако такое быстродействие не всегда нужно.
Время, которое требуется компрессору, чтобы отреагировать на превышение уровня
сигнала, называется временем атаки. По причинам, которые мы сейчас рассмотрим,
оно устанавливается вручную. Регулятор времени восстановления тоже находится на
передней панели (release time - время, за которое компрессор возвращается в состояние
обычного усиления после того, как сигнал упал ниже уровня точки перегиба).
Компрессор уменьшает уровень любого сигнала, которые выше уровня точки
перегиба. Вследствие этого выходной сигнал меньше, чем тот, что поступил на
вход. Для того, чтобы сделать это уровень достаточным,
введена стадия восстановления. Есть индикатор, показывающий количество
компрессии в любой момент времени. В более сложных компрессорах могут быть индикаторы
для входных и выходных сигналов.
Время атаки и затухания зависит от
музыкального материала, поэтому их можно изменять. Например, мощный бас-барабан
в полной аудиокартинке
(миксе) вызовет компрессию всего, что имеется; в результате все верхние
частоты, тихие звуки (например, хай-хэт) тоже будут звучать тише. Это сделает
звучание музыки глухим, неразборчивым. Чтобы избежать этого, надо немного
увеличить время атаки, чтобы компрессор не успевал сработать
моментально. Он пропустит начало сигнала (включая атаку хай-хэта), не уменьшая
его уровня, после чего наступит компрессия; это придаст звуку энергию. Такой способ
часто применяется при записи бас-барабанов и бас-гитар: начальная атака должна
проходить без ослабления. Это значит, что сигнал на короткое время все же
превышает установленный уровень, но перегрузки и искажения не заметны на слух.
При работе с цифровыми магнитофонами и в других случаях, когда требуется, чтобы
перегрузок не было, на пути сигнала ставят отдельный лимитер, который отслеживает
пики. Очень важно правильно установить время восстановления. Если оно слишком
коротко, то будет слышно, как срабатывает компрессор
(послушайте ранние синглы группы The Who и обратите внимание на звучание
тарелок). И наоборот: если время восстановления слишком большое, компрессор
может не успеть вернуться в нормальное состояние до того, как следующий тихий
сигнал появится на его входе, и этот сигнал будет "поджат" больше,
чем требуется. Другая проблема возникает, если время атаки и время
восстановления - слишком короткие. В этом случае низкочастотные звуки
подвергаются искажению, так как происходит компрессирование на каждом цикле
сигнала (вместо того, чтобы регулировать амплитуду всей огибающей). Для
предотвращения этого в некоторых компрессорах есть регулируемое время отпирания
(время прохождения сигнала): компрессор не может перейти в фазу восстановления
прежде, чем истечет время отпирания (обычно - 50 мс; может быть больше). Предыдущая Следующая
|