Предыдущая Следующая
Управление по МИДИ.
Другие модели умеют возможность получения МИДИ-информации
от секвенсера или клавиатуры для установки величины сдвига. Обычно сделано так,
что среднее "до" не вызывает изменения высоты тона, клавиша
"ре" соответствует повышению на полтона и так далее. Это означает,
что та нота, которая извлекается на клавиатуре, не связана непосредственно с
той нотой, что будет на выходе гармонайзера; она указывает только на величину
сдвига. Этот способ работы позволяет получить в реальном времени разное
количество гармоний. Например, если информация о сдвиге заложена в синтезаторе,
синхронизованном с лентой, то вокальная партия, записанная на ленте, может быть
обработана на этапе сведения, и получится трехчастная гармония. В последнее
время стали применять цепь слежения за высотой входного сигнала (pitch
following circuitry). Несмотря на то, что цепь работает только с моносигналами,
такие гармонайзеры широко используются. Процессор
знает, какая нота поступает на вход, и делает вычисления сдвига, чтобы получить
заданную гармонию. Если в компьютере есть библиотека ладов, достаточно задать
гармонайзеру ключ и лад (тональность и тип гаммы). Все дальнейшее происходит
автоматически: создаются правильные гармонии в реальном времени.
Технические характеристики.
В техническом описании гармонайзера обычно
указано, какова максимальная величина изменения высоты тона, максимальное время
задержки и ширина полосы частот. Но там не сказано, как звучит гармонайзер. Он
звучит тем лучше, чем эффективнее работает система устранения glitches. Поэтому
все недорогие модели звучат плохо, причем каждая по-своему. Основная проблема -
эффект расстройки, вызванный модуляцией частоты секции на выходе. Причем этот эффект
нельзя устранить никаким регулятором. Чем больше сдвиг, тем хуже эффект. На
практике это означает, что сигнал, сдвинутый более чем на полутон, должен быть
смешан с частью необработанного сигнала, чтобы скрыть эффект расстройки. Это не относится к ударным и перкуссии, так как у этих инструментов
слишком короткий звук, и расстройка не будет слышна. Вообще, чем сложнее
звук, тем меньше слышны побочные эффекты. Например, "чистая"
электрогитара будет искажена гораздо сильнее, чем гитара с эффектом
"дисторшн" или "хриплый" саксофон. Даже если гармонайзер
устанавливает временные характеристики (time scale) входного сигнала, звук выходного
сигнала будет изменяться в зависимости от изменения высоты точно так же, как
это происходит при изменении скорости ленты. Это означает, что голос становится
"кукольным" при сдвиге высоты вверх на большой интервал, или делается
"замогильным" при понижении. Это используется как спецэффект, но в
обычной музыке мало применимо. Выбор частотной характеристики
зависит от того, должен ли выходной сигнал быть смешан с необработанным или
используется сам по себе. Во втором случае следует приобрести
гармонайзер с полосой частот 12 кГц. Если вы собираетесь использовать сигнал
только смешанным (как это обычно и делается), то купите устройство с шириной
полосы 10 кГц или даже меньше. Как и при выборе цифровой задержки, помните, что
число бит определяет шум устройства, поэтому лучше
покупать 16-битовую модель. Другой важный фактор, который оказывает влияние на
качество работы гармонайзера, - время обработки (processing delay). Эта
характеристика должна быть достаточно короткой, чтобы гармонии начинали звучать
в тот же момент, когда появился основной сигнал, то есть менее 10 мс. Если
время обработки длиннее, то при помощи такого
гармонайзера можно получить хорошую искусственную двойную дорожку или быстрое
эхо, следующее сразу за сигналом; но вы не сможете избавиться от этих эффектов,
когда они вам будет не нужны.
Предыдущая Следующая
|