Предыдущая Следующая
Но мы не утверждаем, что музыка воздействует только на
эмоции, есть многие направления музыки, которые имеют воздействие на. мышление и на дух. В
подтверждение этого мы увидим в свое время, что музыка Баха однозначно имеет
воздействие на образ мышления, потому что она, в соответствии с нашими
утверждениями интеллектуального плана и воздействие ее -
интеллектуально-рассудочное.
И все же возникает вопрос, могла музыка, хотя бы в
прошлом, будучи достаточно распространенной, вызвать значительные воздействия
на человечество в общем, как утверждается в этой книге? Как может музыка
воздействовать на коллективное мышление? Ведь если это было бы так, она имела
бы более широкое распространение, чтобы повлиять» на большую часть
человечества? Разве не было большого количества, людей, которые редко, либо
вообще не слушали серьезную музыку? На поставленные вопросы легко дать ответ.
История показывает, что властители и выдающиеся умы, а об этих идет главным
образом речь, почти всегда состояли в связи с какой-либо формой музыки. Короли,
герцоги, папы, князья имели своих «дворовых музыкантов», феодалы и бароны своих
бардов, в то время, как основная масса народа, по
меньшей мере, народную музыку. С ранних времен, когда где-либо преодолевалась
какая-либо ступень цивилизации или культуры, музыка в этом играла тоже более
или менее важную роль. При этом следует отметить, что там, где царило великое
многообразие музыкальных стилей, поддержка традиций и устойчивых обычаев
проявлялась относительно редко, в то время, как там,
где число музыкальных стилей было невелико, например, в Китае, поддержка
традиций обычаев и даже почитание традиций, достигает значительной меры. Люди
придают особый акцент такому распространенному взгляду, следуя которому
музыкальный стиль есть результат и выражение культурных форм и, национальных
чувств, а это значит, что сначала идет культура, а позже типичные для нее
музыкальные формы. Но исследования истории доказывают, что
истина как раз в обратном: за обновлением в музыкальном стиле постоянно следует
обновление в политике и этике и, что еще важнее, как покажут наши главы о
Египте, и Греции, за упадком музыки следует в обоих случаях полный спад
египетской и греческой культур
Предыдущая Следующая
|