Предыдущая Следующая
Все же, когда мы перечисляем эти некрасивые
характерные особенности эпохи Викторианства, появившиеся от непрямого
воздействия музыки Генделя, в XX веке не следует относиться к ним с насмешкой и
пренебрежительно, ибо мы не должны забывать, как необходимы они были в свое
время, как корректива. Гендель достиг высоты своей славы в Англии во время той
эпохи, когда Свифт, Штерне и Смоллетт создавали свои - слабые непристойности, а
понимание и почитание святых вещей было забыто. Несмотря на то, что религия в
те времена проповедовалась с церковных кафедр и составляла часть общественной
жизни, можно с уверенностью сказать, что она не была связана с духовностью. Выл вполне допустим спортивный и светский тип пастора,
который не показывал своим поведением ощутимых различий между религией и
светскостью. К духовному сословию принадлежали также Свифт и
.Штерне, видимо только это и удерживало их стать «распутными, грубыми
мужланами», как их называли викторианские биографы, еще препятствовало и то,
что они несмотря или возможно из-за своей грубости, достигли большой
литературной славы. Какие же перемены должны были произойти в общей перспективе
креликальных и прочих интересов!
Духовник типа бонвиван /тип людей театрального амплуа/
с течением времени был вытеснен типом, который был наполнен таким благоговейным
отношением ко всему, что он сам ввел в повседневность «медленную торжественную
мелодию и действовал, двигался и говорил таким
образом, как если бы он находился не в обществе за чашкой чая, а на алтаре и
вел мессу. Отношение людей к церкви, их взгляды на. духовенство также значительно отличались от прежних. Если
раньше:, чтобы выдержать богослужение можно было и
заснуть, то теперь же это считалось непочтительным, следовательно, не
принадлежало к хорошему тону. Также и пастор не представлял более из себя
«приятного малого», ему платили за то, чтобы он вел проповеди и бдительно
следил за душами своей общины. На него смотрели как на более высокое существо и
почитали его как таковое. В 18 столетии он уже желал быть любимым всей общиной,
и, без сомнения, это часто так и было. В 19 веке он стал ею
почитаем. В действительности члены общины также мало осознавали, что
типичный викторианский духовник был просто самодовольным педантом, как не было
осознано и их дедами, что священник их дней представлял собой религиозную
аномалию. Да и сам Гендель не предвидел, когда писал свою музыку, что она
сотворит когда-либо высокомерие и самомнение. Несмотря на то, что некоторые из
своих арий он сочинял со слезами на глазах, равным образом известно, что он
часто сквернословил, был практичным и ловким дельцом, наслаждался отличной едой
и аристократическим обществом и имел явное честолюбие. Короче говоря, он не был
высокомерной ходячей добродетелью. Но ирония судьбы в том, что именно он в
конечном итоге непреднамеренно должен был вызвать у других духовное высокомерие
и спесь. Еще больший парадокс будет в том, что
ответственным за это будет воздействие в неограниченном объеме его музыки.
Предыдущая Следующая
|