Предыдущая Следующая
И заключение можно сказать, что полезным стало именно
прямое воздействие музыки великого романтика, а не косвенное. Как признано,
определенные детские элементы в искусстве имеют свою привлекательность и
притягательность, однако излишнее их применение будет указывать уже на
недостаток искусности. Многие современные художники, открыв, что в живописи
могут быть успешно использованы детские наклонности, подхватили это и стали
подражать детскому стилю, который хоть и может быть
принят серьезно, но чаще он выглядит абсурдным и напоминает неприятную
разновидность карикатуры. Таким образом возникла
модная манера сознательно плохой техники рисования, вместе с другими признаками
детской комнаты. Даже если такое искусство и может вызывать преходящую
сенсацию, то ей будет предопределен краткий временной промежуток, и она будет
выглядеть так, как будто речь идет об одном из симптомов, объясняющих
недостаток настоящей инспирации.
Сноски:
1.Цитаты, по Д.С.Фишер: «Руководство по Монтессори».
2.Цитата по словарю Гровза.: «О музыке и музыкантах».
3.Цитата по Гадову: «Изучение современной музыки».
4.Мы делали здесь различие между литературным
композитором и оперным композитором.
5.Французские композиторы и исполнители на клавесине в
17 и 18 столетиях.
6. По Гадову: «Словарь музыки и музыкантов».
7.Сравнить: Словарь Гровза «Музыка и музыканты».
8.Там же.
9. Цитата по Гадову.
Глава 14
Воздействие музыки Вагнера
В 1855 году у руководителей Лондонской Филармонии
возникли трудности в поисках нового дирижёра. Таких как Шпор, Стерндейл,
Веннетт или Берлиоз в их распоряжении не имелось, а менее известных они считали
не подходящими для столь почётной должности. После некоторых размышлений на это
место был взят композитор-дирижёр Рихард Вагнер из Цюриха, который в это время
пожинал «неоспоримый триумф», как публики, удивленной в высшей степени, так и
самих оркестрантов. В таком же удивлении была и пресса, но оно было другого
рода; «Она с единодушием выступала против, этого живого, маленького
джентльмена, тонкого телосложения, что обычно она делает очень редко, и
доходила почти до истерии, говоря об «уйме бессвязной ерунды, которую он имел
дерзость предложить как приложение к искусству»(1).Один из авторов информировал
общественность, что он был, якобы, «дерзким шарлатаном, обладающим в
достаточной мере светской сноровкой и энергией убеждать глазеющую
толпу в том, что вызывающая отвращение, фабрикуемая им смесь имеет внутреннюю
ценность, которую им надлежит прожить и продумать, но прежде все же заметить и
воспринять». Он продолжает далее, что «равно как самый средний писатель баллад
затмил бы его, так и невозможно найти ни одного английского музыканта, с
годичным образованием, без достаточного музыкального слуха и понимания, который
стал писать подобные ужасные вещи». Другой автор считал необходимым
предостеречь своих читателей, чтобы они не оказались в петлях гремучей змеи,
слушая безбожную теорию «лукавого искусства убеждения» этого нового
дирижера-композитора, ибо его композиции - это «бесцеремонные дикие,
какофонические, демагогические неблагозвучия, символ необузданного разгула и
свободомыслия»(2). Предыдущая Следующая
|