Предыдущая Следующая
Имей он в свои более поздние годы жизни желание
вознести себя самого «на высоту времени», он, вероятно, перенял бы некоторые из
методов Вагнера. Но он предпочел остаться верным самому себе, что привело к
тому, что музыкальная публика осталась верна ему. Тот поток композиторов,
которые писали в стиле Вагнера, но без его гения, все канули в забвение, за исключением
Брукнера, которого вряд можно рассматривать как большого мастера.
Духовная Иерархия дала
понять, что ультра-диссонантная фаза музыки не будет длиться продолжительно и
что это также никогда не было преднамеренным.
Сноска:
Сравни главу 30 «Римляне и их музыка».
глава 23
Мусоргский и сублимация безобразного
Модест Петрович Мусоргский/1839-1883/ был человек с
четко выраженными взглядами, который считал: «Музыканты должны основывать свое
искусство не на закономерностях прошлого, а на потребностях будущего»(1).
Несмотря на то, что эти закономерности были ему хорошо известны, он сочинял по
своему чутью «без оглядки на установившиеся традиции, которые, как правило,
становятся второй натурой ученого музыканта»(1). Его образ жизни также не был
отягощен традиционными формами поведения, он был таким необузданным, что умер
от последствий явного разгула, отдалившись из-за этого от всех своих друзей.
Его характер и его образ действия были, как мы увидим, теснейшим образом
связаны с его миссией. Он был представителем музыки, предназначенной для
изображения в поэтической форме некрасивого, слабого и одновременно, через
описание низших аспектов жизни, также der Zola музыки.
Те читатели, которые терпеливо проследили наше
исследование до сих пор, не нуждаются в более точном анализе искусства
Мусоргского, чтобы принять правильность только что установленных положений,
стоит только послушать некоторые из его необычных песен и частей «Бориса
Годунова».
Но, возможно, даже тогда они не смогут ухватить
полного значения /с точки зрения духовной эволюции/ изображения низкого и
грязного. Но если мы представим на мгновенье сознание совершенного человека,
то, мы должны и представить один из факторов этого сознания, который состоит в
способности узнавать красоту во всем. Тот, кто может любить только своих
родственников и друзей, еще не достиг настоящего безусловного сознания любви
своего ближнего, которое выражается в положении «люби своего ближнего как
самого себя». Так же и тот, кто может узнавать красоту в очевидно красивом, еще не достиг действительного восприятия красоты.
Душа, которая хотела бы развиваться во всех направлениях для достижения
высшего, должна, выражаясь крылатыми словами «пройти через ад, чтобы найти
небо». В духовном направлении этот воспитательный аспект творчества
Мусоргского, вдохновлял художников того направления, задачей которых была
сублимация некрасивого. С тех пор, как Гойя и Ван Гог
{называем только два имени), проявились в этой области, мрачная окраска,
написание портретов некрасивых женщин, изображение, так называемой, грубой,
прокопченной, обнищавшей стороны жизни-стали предметом живописи. Предыдущая Следующая
|