Предыдущая Следующая
должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не
должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться
мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.
Губы принимают участие в окончательном образовании
гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ
влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы
должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.
Мягкое небо играет исключительно важную роль в
голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства
ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на
его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим
причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии.
Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему
сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой
аппарат.
Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении
внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к
настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть
свободным, оно не должно отражать "технического вокала".
А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции
и дикции.
- "Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и,
следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его
резонирующий свод".
- "Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком
выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие
звуки".
- "Если открывают рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство,
что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец,
придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О",
но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие
своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это
движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму". (М.Гарсиа, Ж.
Дюпре)
- "Внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между
Предыдущая Следующая
|