Предыдущая Следующая
придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот
правильный посыл голоса (воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва,
разветвляющегося на небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает
яркость, звонкость, полетность и тембровую красоту звука.
Старые итальянские педагоги для ощущения "маски"
рекомендовали такие упражнения:
на удобном тоне напевать звуки "м", "н", "в", ощущая
вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой
глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает.
Первый раз это упражнение делается с открытым ртом -
"нычание", а потом с закрытым - "мычание".
Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания,
они так и вошли в практику под названием "нычание" и "мычание".
Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания:
произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук "м" в маске (щекотание верхней
губы, зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения
ощущений и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать
никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука,
конечно, все очень индивидуально.
В Италии, в том теплом, солнечном климате эффективность
этих упражнений явно повышается, так как климат, солнце, море сами по себе
снимают у человека зажатие, делают его естественным, свободным.
В нашем холодном, сыром, непостоянном климате все ощущения
у человека иные, так как есть постоянная скованность, закрепощенность. Актеры
театра "Ла Скала" удивлялись, когда были у нас на гастролях, как здесь поют и
живут вокалисты, когда климат, теплая и тяжелая одежда способствуют зажатиям.
Наши начинающие певцы имеют очень часто зажатые глотки,
поднятые плечи, надо быть очень внимательным, чтобы упражнения "мычания" и
"нычания" не укрепили этих недостатков.
Об этой опасности говорит М.Э.Донец-Тессейр, она считает,
что с приемом "мычания" следует быть осторожным, не увлекаясь им, так как он
приучает к недостаточному поднятию мягкого неба, что приводит к гнусавости.
Чувство головного резонатора она называет ''чувством переносицы'', считает, что
Предыдущая Следующая
|