Предыдущая Следующая
Если мы все эти наблюдения перенесем с уровня литературы
на уровень музыкального произведения, то мы поймем в каждом отдельной случае
непосредственную благоразумную причину сочинении композитора, а именно: что ему
нравится, а это совершенно ясно и недвусмысленно, такого рода композиция. Если
он плохой музыкант, то она нравится только ему одному, если же он хороший
музыкант, она нравится также и другим, либо сразу, либо с течением времени.
Можно даже расценивать величину композитора по его способности быть недовольным
обычным и традиционным. Композитор средних способностей довольствуется идеями
из вторых рук, в то время, как другие композиторы
удовлетворяются только идеями из первых рук и естественно их знаменитость
частично основывается на их терпении трудиться над такими идеями. Утверждение,
что гениальность есть неограниченная способность трудиться, является только
второй половиной правды; первая же половина, это неограниченная способность
быть неудовлетворенным. Я добавлю, что оба эти положения должны быть восприняты
не буквально, принимая во внимание то, что гениальные люди, не говоря о их работоспособности, часто бывают чрезвычайно
нетерпеливыми. И эта теневая сторона произнесенной правды, настолько же не
верна; как и первая. Сравнением с плохими или неизвестными
композиторами (причем, я совершенно не беру во внимание, из-за очевидности
причин, сочинителей только ради денег), этот факт будет только подчеркнут,
Молодая женщина, открывшая для себя, что она в какой-то мере может сочинять,
часто считает сочиненную ею песню чем-то более серьезным и чудесным, чем гений
свое последнее мастерски написанное произведение. Это впечатление
важности и восхищения в определенной степени может относиться к слишком легко
достигнутому чувству удовлетворения, если речь идет о музыкальных идеях; как уже было объяснено, это указывает на соответствующую
неспособность скучать, однако это удовольствие было вызвано также определенным
предпочтением к своеобразности, нашей предполагаемой молодой женщине иногда
удается получить новое впечатление, сочиняя песню, и она в этом находит
удовольствие: с художественной точки зрения ее успех, все же не имеет ценности,
ибо ее привлек лишь аспект своеобразности, который для других, кроме нее, может
оказаться скучным. А на деле, она воплощает различие между мастером-музыкантом
и музыкантом мало значительным. Музыкант-мастер, сочиняя для собственной
радости, доставляет радость и другим. Незначительный музыкант тоже сочиняет для
собственной радости, но не в состоянии порадовать других, хотя бы даже тех, чье
мнение для него ценно.
Предыдущая Следующая
|