Предыдущая Следующая
Некоторые из последних
сочиняют не столько для того, чтобы принести радость, сколько в надежде
понравиться и найти одобрение и поддержку. Эта мотивация возникает не
непосредственно из тщеславия, но из страха: они нуждаются в одобрении так как
опасаются .что без него удовольствие сочинять музыку
может, как цветок, завянуть и умереть.
Отсюда об общем процессе сочинения можно сказать,
выражаясь языков рыбаков, что это похоже на рыбную ловлю, но за идеями, через
которые лично можно передать радость и восторг другим. Предварительным условием
для этого является разнообразие новых идей, ибо повторение одних, и тех же идей
утомительно и для самого композитора, как утомительна ловля одной и той же
рыбы, если уместно это сравнение.
Как же «ловит» композитор идеи? Он импровизирует мысленно
или на клавире до тех пор, пока случайно не наткнется на что-либо, или
что-либо, что он любит, не попадет на него. Когда это происходит, он записывает
это и продолжает свою «ловлю». Очень хорошо это выражено в обороте речи: «Ему
что-то пришло на ум». Само собой разумеется, что ему не могло бы ничего
«прийти», держи он себя невосприимчивым для этого и не открой он свой дух для
этого. Этот метод «ничто другое, как процесс духовного раскрытия. Иногда ему
могут приходить «на ум» идеи, когда он и не очень активно восприимчив
и открыт для этого, но такие мгновенья относительной редки. Когда композитор
садиться за работу в хорошей форме и имеет ясный дух, то он будет «ловить» идеи
или внезапные, но важные для него мысли. Если же у него нет настроения, то он получит
только избитое и повседневное и, обладая чувством недовольства, отвергнет
полученное.
Существуют различные виды идей, которые могут прийти
композитору во время работы. Есть такие, которые сами по себе уже совершенны и
никуда не приведут, но есть и такие, которые откроют ему множество дальнейших
возможностей. Они могут быть связаны с определенной формой: с гаммами или
тональностями, с искусными приемами, идеи связанные с новыми структурами, а не
с формальной расстановкой, и идеи связанные с гармонией. Например, композитор
может натолкнуться на аккорд, который по меньшей мере представляет для него
новое гармоническое созвучие, и тогда, к своему удовольствию
,он откроет, что этот аккорд может быть применен в непредвиденном до сих
пор многообразии. Он может построить на одном аккорде все виды мелодических
форм; он даже может использовать его для того, чтобы построить саму мелодию
так, как это сделал Брамс в своем произведении «Октава и терция». Он может
использовать этот аккорд в разных сочинениях до тех пор, пока его звучание не
станет для него привычным и он потеряет к нему интерес. Короче говоря, ему
надоест, и снова потребуется что-то новое. Тогда он снова использует метод
«ловли», и если ему посчастливится, его усилия будут вознаграждены. А если нет,
он оставляет свои попытки, принимая монотонную фазу и говоря себе, что он не
расположен к сочинительству музыки, он «не в настроении». Предыдущая Следующая
|