Предыдущая Следующая
сохранять "вокальную форму" тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что
гарантирует ровность и опорность звука.
8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука
(выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка"
дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое
сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух г) с
призвуком "Х";
д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
е) мгновенная задержка перед выдохом - это момент
готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала
звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук.
10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть
раньше.
11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха
слушателей.
12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий
выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями.
Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает
целостность.
13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно
не противоречит музыкальному или литературному тексту.
14. Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство
выразительности:
а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание;
б) драматическая музыка - тяжелое, медленное
дыхание;
в) страстная музыка, передающая страдания - дыхание
прерывистое, шумное.
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что
дыхание - это фундамент пения и не надо увлекаться сценической
изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей
активности.
15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях,
так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).
16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть,
снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.
В результате такой кропотливой работы над построением
своего "музыкального инструмента" - тела, над сложной координацией
многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании серьезный,
умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими
радость и ему, и слушателям.
Казалось бы, теперь надо переходить к главе "постановка
Предыдущая Следующая
|