Предыдущая Следующая
RMS
(аббревиатура от Root Mean Square, среднекадратический
корень) - это среднеквадратичное значение всех мгновенных значений напряжений
сложной звуковой волны. Для того, чтобы лучше понять
природу использования среднеквадратичных величин рассмотрим понятие
пик-фактора.
Пик-фактором называется отношение
значения мгновенной, "пиковой" амплитуды сигнала к ее
среднеквадратичному значению (RMS).
Волны с большим
значением пик-фактора и крутой характеристикой
амплитуды объективно на слух будут восприниматься тише, чем меньшие по
амплитуде, но имеющие большую площадь и больший параметр RMS. То есть обычные
пиковые индикаторы не показывают практически ничего полезного. Поэтому наиболее
объективной оценкой является оценка по RMS, и в большинстве случаев замеры
берутся с помощью специальных "среднеквадратических" RMS-вольтметров,
а в звуковых редакторах это RMS-индикаторы. Исключение есть только для радио и
телевидения, где замер пиковых значений не менее важен, поскольку из-за них
возможна перемодуляция.
То есть, если
сказать проще, в акустике один из основных параметров - интенсивность, в
аналоговых сигналах - RMS. Они, по сути, подобны. При этом,
чем сильнее мы сужаем динамический диапазон за счет компрессоров и лимитеров, тем большим у нас получается значение RMS. В
профессионально отмастеренных фонограммах
средневзвешенное значение RMS (RMS Average) варьируется
от -14 до -10 дБ. Хотя для классики и джаза оно может быть равно и -20 - -17
дБ. Чем меньше это значение, тем субъективно тише мы воспринимаем фонограмму,
поскольку более тихие звуки хуже прослушиваемы. Если же средневзвешенное
значение RMS выше -10 дБ, то в большинстве случаев мы говорим о сильно
"сжатых" фонограммах, или "пережатых" - в них присутствуют
искажения и перемодуляции. Начинающие,
не забывайте (!), что мы говорим об отрицательных значениях в дБ и не
перепутайте больше/меньше:).
Для цифровой
техники актуальны характеристики электрических сигналов, поскольку основной
задачей оцифровки является максимально точное описание непрерывного аналогового
сигнала дискретными значениями. Поэтому при работе со звуком в цифровом виде мы
также измеряем и пики и RMS, хотя в акустике (воздушных волнах) приняты
совершенно другие характеристики. До прихода цифровой техники для проведения
измерений использовались очень сложные и дорогие устройства - специальные
вольтметры, и после осциллографы. Теперь все проще, и мы можем измерить
практически любой параметр, не выходя из звукового редактора. Предыдущая Следующая
|