Акустика студий
Михаил Ланэ
Введение
Настоящая статья является первой из
намеченной серии публикаций, подготовленных членами российской секции
международного звукотехнического общества (AES) по
заказу редакции журнала 625. Основная задача этой серии состоит в представлении
современной информации по профессиональной звукотехнике
для практических работников радиодомов, телецентров,
студий звукозаписи и т.п. Поскольку студия является головным звеном тракта
вещания и звукозаписи, то логично посвятить первую статью серии именно вопросам
студийной акустики. Статья не является оригинальной научной работой. Она также
не ставит своей целью дать подготовку в области акустического проектирования.
Цель публикации заключается в том, чтобы ознакомить читателя с основами
студийной акустики и теми требованиями, которые предъявляются к студиям
различного назначения.
Некоторые
понятия и определения
Для описания звуковых полей в акустике широко
используется звуковое давление p, измеряемое в
Паскалях (Па). Так же как и применительно к электрическим величинам в звукотехнике, здесь обычно оказывается удобнее пользоваться
логарифмической шкалой. При этом вводится понятие уровня звукового давления
(УЗД) L=20 lg (p/p0), где
p0 = 2 х 10-5 Па - звуковое давление на пороге слышимости.
Весьма часто УЗД измеряют (или вычисляют) в отдельных частотных полосах.
Наибольшее распространение получили октавные или 1/3 октавные полосы с
относительно постоянной шириной полосы. Среднегеометрические (ниже в тексте для
краткости - средние) частоты этих полос регламентированы международными и
отечественными стандартами. Предпочтительный ряд средних частот для октавных
полос: ...125, 250, 500,... Гц; для 1/3 октавных полос: ...125, 160,200,
250,... Гц. Помимо указанных узких частотных полос применяется и широкополосная
коррекция, форма которой обозначается буквами A, B, C,... и также строго
регламентирована. Наиболее часто из них применяется кривая A. При ее
использовании говорят об уровнях звука по кривой A и вводят обозначение дБA.
Для оценки способности материала или конструкции
поглощать звуковую энергию используют, в частности, понятие коэффициента
звукопоглощения (КЗП). Он равен отношению поглощенной данным материалом
звуковой энергии ко всей падающей на материал звуковой энергии, т.е. a = Епогл/Епад. Таким образом, в экстремальных случаях, a = 1 когда вся звуковая
энергия полностью поглощается материалом, и a
= 0, когда вся звуковая энергия полностью отражается от материала. КЗП
определяют в октавных (реже в 1/3 октавных) полосах, используя обычно диапазон
от 125 до 4000 Гц. Иногда в справочной литературе можно встретить значения КЗП
большие, чем 1. Казалось бы, это физически некорректный результат, т.к.
поглощенная энергия оказывается больше падающей. Фактически, разумеется,
принцип сохранения энергии нарушен быть не может, и величины > 1 связаны
лишь с особенностями измерения КЗП при размещении материала в реверберационной камере.
Главная Следующая