Предыдущая Следующая
Одним из важнейших понятий акустики помещений является время реверберации Т. Под этой величиной подразумевается
временной интервал, в течение которого УЗД в помещении падает на 60 дБ после
выключения звукового источника. Величины Т, так же как и КЗП, измеряют (или
вычисляют) в октавных или 1/3 октавных полосах.
Классификация студий
Ведя речь о классификации, обычно используют
формулировки нормативных документов. Следует отметить, организациями по
стандартизации обычно не уделялось особого внимания акустическим показателям
студий. Известны некоторые национальные и отраслевые стандарты, включая нормы бывшего Гостелерадио, а также
несколько рекомендаций международной организации по радиовещанию и телевидению
(ОИРТ). Сейчас Технический Комитет ОИРТ прекратил свое существование, но
следует учесть, что сравнительно недавно большинство рекомендаций ОИРТ в
области акустики были пересмотрены и, в основном, не потеряли своей
актуальности.
Поскольку в современных публикациях по акустике студий
ссылки на эти рекомендации встречаются весьма часто, то представляется
оправданным использовать их и в данной статье. Итак, достаточно общепринятой
является следующая классификация студий (цифры после буквы "С"- студия указывают на площадь помещения в кв. м.). По
радиовещанию: большая (С-1000), средняя (С-450), малая (С-250) и камерная
(С-150) музыкальные студии; литературно-драматическая студия (С-100);
заглушенная студия (С-50) и речевая дикторская студия (С-24-36). По
телевидению: большая (С-450-600), средняя (С-300), малая (С-150) и дикторская
программная (С-60-80) телевизионные студии.
Требования к уровню звукового фона в студиях приведены в
таблице, где указаны предельно допустимые УЗД в октавных полосах и в дБA (последние лишь для
ориентировочной оценки). Следует отметить, что измерения УЗД шума проводятся в
пустой студии при закрытых дверях и включенных системах кондиционирования,
спецосвещения и технологическом оборудовании. Последние требования характерны
для ТВ студий и означают, что при измерении звукового фона должно быть включено
на типовой режим спецосвещение, а также размещенные в студии камеры и мониторы.
Помимо указанных требований к уровню звукового фона, регламентируются также
оптимальные значения времени реверберации. Эти величины будут рассмотрены ниже,
дифференцированно по отдельным типам студий. Предыдущая Следующая
|