Предыдущая Следующая
В подтверждение целесообразности привлечения к
проектированию студий высококвалифицированных специалистов можно привести и тот
факт, что исправление акустики студии с неудовлетворительным качеством звучания
может в ряде случаев потребовать капитальных затрат, соизмеримых со стоимостью
всех первоначальных работ. Известны печальные примеры, когда подобные работы
столь дороги и трудоемки, что студии в течение всего периода их существования
эксплуатируются с явно неудовлетворительным качеством звучания. что вызывает закономерные жалобы
звукорежиссеров. В конце статьи приведен перечень российских организаций,
имеющих опыт профессиональной работы в области архитектурной акустики.
При акустическом проектировании студий приходится
сталкиваться с двумя основными группами задач. Первая из них связана с защитой
студий от проникающих звуковых помех, а вторая - с получением оптимальной
структуры звукового поля непосредственно внутри студии. Поскольку первая группа
задач решается методами строительной акустики, а вторая - архитектурной
акустики, то они будут рассмотрены отдельно.
Защита студий от звуковых помех
Можно выделить три основных механизма, приводящих к
образованию звукового фона в студиях. Первый из них - это вентиляционные шумы,
обусловленные работой моторов вентиляторов и процессами распространения звука в
воздуховодах. Второй - это так называемый воздушный шум. Данный механизм связан
с проникновением звука через студийные ограждения. Источниками воздушного шума
могут являться транспортные шумы (если ограждение студии является наружной
стеной здания), звук работающих в смежной аппаратной контрольных агрегатов,
разговоры в смежных со студией коридорах и помещениях и т.п. Наконец, третий
механизм, структурный звук, связан с распространением звуковых волн по
перекрытиям и ограждениям здания при возбуждении их в форме вибрационных
нагрузок. Типичными примерами источников структурного звука являются шаги в
смежных со студией коридорах и расположенных над студией помещениях, а также
хлопки при закрытии дверей. Структурные шумы могут также возникать при работе
лифтов и другого технологического оборудования.
Борьба со всеми указанными источниками шумов должна
проводиться в комплексе. Опыт показывает, что принципиально важно правильно
выбрать объемно-планировочное решение аппаратно-студийных помещений в зданиях.
Поэтому в случае строительства нового аппаратно-студийного комплекса
целесообразно специалиста-акустика привлекать к проектированию на самой ранней
его стадии, когда составляются поэтажные планы будущего здания. Только в этом
случае удается выбрать оптимальное размещение студий, обеспечивающее их защиту
от шума при минимальных капитальных затратах. Предыдущая Следующая
|