Предыдущая Следующая
Поэтому в помещении, если
только оно не полностью заглушено (безэховая камера), наибольший вклад в
интенсивность звука обычно вносит не прямой звук непосредственно от источника,
а реверберационный отзвук помещения. Благодаря тому,
что реверберирующее помещение представляет собой как бы аккумулятор звуковой
энергии (на время, примерно равное времени слышимой реверберации), то не только
спад, но и нарастание уровня звука происходит плавно. На слух это заметно не
всегда, но при прослушивании записи очевидно.
В качестве стандартного
критерия времени реверберации используют две величины: полное время
реверберации (Stopped reverberation),
равное времени, в течение которого уровень звукового давления после выключения
источника звука убывает в тысячу раз (на 60 дБ), и время слышимой реверберации
(Running reverberation),
определяемое как время убывания звукового давления на 20 (иногда 30) дБ. Первая
величина характеризует время, в течение которого слышен отзвук помещения при
мгновенном выключении источника звука (например, в паузе музыкального
произведения). Вторая - время, в течение которого (в среднем) слышен реверберационный отзвук при продолжающемся звучании
источника звука.
Время реверберации на практике
оценивают путём анализа записи процесса спада звукового давления после
какого-либо сильного звука (например, выстрела из стартового пистолета),
сделанной в разных точках помещения. Примерный вид кривой спада звукового
давления приведен на рис. 8. Как видно из кривой, полное время реверберации
составляет около 4 сек., а извилистость хода указывает на вероятность наличия
весьма неприятного дефекта помещения - порхающего эха.
Поскольку степень отражения (и
поглощения) звуковых волн зависит от частоты, то и время реверберации
оказывается зависящим от частоты. Так, в обычной жилой комнате обычно
отражается 85...95% энергии звука на низких частотах (до 150 Гц), 65..90% на
средних частотах (200...1500 Гц) и 40...70% на высших (до 15 кГц). Соответственно полное время реверберации оказывается равным 0,5...2
сек. на низких, 0,3...1 сек. на средних и менее 0,5 сек. на высших частотах.
Поэтому на слух реверберация в обычной жилой комнате ощущается слабо (но при
записи с ненаправленного микрофона она хорошо слышна). Характерное время
реверберации для концертных залов составляет 1,5...2 сек. на средних частотах,
доходя до 5...10 сек. на самых низких частотах. При проектировании концертных
залов обычно стремятся выровнять частотную зависимость времени реверберации,
принимая меры по уменьшению поглощения звука на высоких частотах и увеличению
поглощения низких частот. В больших залах существует
проблема, связанная с тем, что волны высоких частот ослабляются не только при
отражениях, но и просто при распространении в воздухе: в зависимости от
температуры и влажности, поглощение звука частотой 8 кГц в воздухе может
составлять до 0,4 дБ на метр пути, на 15 кГц - до 0,7 дБ. Поэтому, чтобы
частично компенсировать потерю высоких частот, принимают меры по фокусировке их
на слушателях (так, куполообразный потолок или раковина за сценой играют роль
звукового зеркала, направляющего звуки высших частот преимущественно на
слушателей). Однако при этом время реверберации на высших частотах уменьшается
еще сильнее, что нарушает соответствие между тембрами коротких и протяжных
высокочастотных звуков (теряется "воздушность" послезвучания тарелок,
колокольчиков и т. п.). Предыдущая Следующая
|