Предыдущая Следующая
Наличие в помещении реверберационных отражений приводит к тому, что при
удалении от источника звука его громкость сначала уменьшается, а затем
практически перестает изменяться - уменьшение доли прямого звука компенсируется
отражениями. Конечно, характер звучания продолжает изменяться и при дальнейшем
удалении микрофона.
Расстояние от источника звука в
помещении, на котором прекращается уменьшение громкости, называется радиусом
гулкости. На расстоянии, меньшем радиуса гулкости, доминирует прямой звук от
источника, на большем расстоянии - отраженный. При выходе за радиус гулкости
изменяется не столько общий уровень звукового давления (т. е. громкость),
сколько соотношение между прямым и отраженным звуком (степень реверберации).
Радиус гулкости зависит в основном от свойств помещения и степени
направленности излучателя звука, составляя обычно от одного до трёх метров.
Понятно, что в направлении максимума излучения радиус гулкости будет больше, а
минимума - намного меньше.
Следует отметить, что на
практике величина радиуса гулкости зависит от степени направленности не только
источника, но и приемника звука: радиус гулкости при ориентации направленного
микрофона на источник звука будет больше. Кстати, это главная причина того, что
реверберация гораздо меньше мешает человеку, нежели большинству микрофонов.
Соотношение между
интенсивностью отраженного и прямого звука называется акустическим отношением и
играет большую роль в обеспечении естественности звучания. Акустическое
отношение при звукозаписи зависит от места расположения микрофона, а также от
степени его направленности. Понятно, что чем ближе расположен микрофон и чем
острее его направленность, тем ниже акустическое отношение.
Реверберация в помещении
проявляется в полном объеме не сразу: сначала приходят первые отражения,
затем вторые, третьи, а затем "отражения отражений" начинают
сливаться в общий гул - идёт лавина переотражений.
Существенно, что наиболее важную роль в создании впечатления объемности
звучания играют направления и время прихода первых отражений: по ним мы
оцениваем размеры помещения, характер его архитектуры и размещение источника
звука. Главную роль при этом играют отражения от боковых стен. В большинстве случаев
также желательно, чтобы отражения "спереди" преобладали над
отражениями "сзади". Предыдущая Следующая
|