ольшинство записей, которые мы слышим, не
являются истинными стереозаписями. Они состоят из смеси
монофонических сигналов, которые панорамированы в разные точки
пространства. Обычно к ним " добавлена цифровая реверберация с
синтезированным стереовыходом. Такое
панорамированное моно очень отличается от настоящего стерео.
В основе
теории стерео лежит тот факт, что человек имеет два уха, расположенных на противоположных сторонах головы. И, поскольку их два, а не одно,
мы слышим и можем определить, с какой стороны
приходит звук. Пока не известно окончательно,
как мы отличаем звук, приходящий спереди, от звука, приходящего сзади, но параметры, касающиеся звуков справа или слева, четко
определены.
Направление
Если
звук идет спереди, легко предположить, что оба уха слышат одинаковый сигнал одновременно. Это происходит потому, что человеческая голова
симметрична. (Именно поэтому акустическая
обстановка для прослушивания музыки должна быть
симметрична, как это и делается в аппаратных на студиях звукозаписи). Если же звук идет чуть справа, то он достигает правого уха на
долю секунды быстрее, чем левого. Достигая левого уха,
он становится немного тише из-за маскирующего эффекта головы, и частота этого
сигнала отличается: низкие частоты обходят вокруг головы, а высокие
поглощаются и делаются менее яркими.
Зффект предшествования
Человеческий
мозг способен анализировать уровень, фазу и спектральную информацию. Эти данные позволяют определить направление, откуда идет
сигнал. Наличие отражющих поверхностей вносит свои
коррективы, но человеку есть, чем компенсировать это, а именно - эффектом
предшествования.
Если временная разница двух
сигналов больше 15 мс, но они звучат как один сигнал, а не как звук и следующее за ним эхо, человеческий мозг концентрируется
на первом и по нему делает выводы о
направлении. В большом помещении с большим количеством отражающих поверхностей
первоначальный сигнал часто намного опережает первые отражения, эффект
предшествования хорошо работает. В маленькой комнате с отражающими поверхностями результат может
быть неоднозначным.
Искусственная голова
Может
показаться, что единственный способ записать концерт в реальном стерео - это
сесть в зале с маленькими микрофонами в ушах. Но действительно ли удастся записать именно тот звук, что слышит
слушатель? Как ни странно, подобные опыты производились. Для простоты
работы была сделана искусственная голова (dummy head), па уши которой приделали микрофоны.
Предыдущая Следующая