Вокал
Для обработки вокала
обычно используются компрессоры с регулируемым компрессионным
отношением либо компрессоры типа "soft knee". Лично я предпочитаю второй тип, так как он позволяет
компрессировать сигнал в достаточной степени, но не делает звучание голоса
искусственным. Если вы пользуетесь первым типом, следует для начала
установить компрессионное отношение 4:1 и затем отрегулировать его более точно на слух.
Обычно не требуется получить резкую атаку в словах, поэтому время атаки
компрессора должно быть быстрым (компрессия
начинается сразу). Время восстановления для начала следует установить
0,5 с; время удержания ("hold time") должно быть
мало или равно нулю. Уровень компрессии зависит от конкретного исполнителя. Как и при работе с другими процессорами
сигналов, уровень обработки (в данном
случае уровень компрессии) должен быть минимален при хорошем результате.
Для поп-вокалистов уровень устанавливается в пределах 10-15 дБ на громких пассажах; опытные вокалисты обычно
нуждаются в меньшей величине компрессии.
Если на вокальном треке нет лишних сигналов, то можно использовать
экспандер/гейт, встроенный в компрессор, чтобы
расчистить паузу между словами и фразами (всегда
можно подключить внешний гейт, если в вашем компрессоре такового нет). Это делается затем, чтобы компрессор не усиливал шумы в
паузах, не делал более слышными звуки вдоха, открывания
рта, электронный "свист" и т.д., особенно когда требуется большой
уровень компрессии.
Принято записывать вокал с компрессией, но при этом лучше его
недокомпрес-сировать, чем перекомпрессировать. Всегда
можно добавить компрессии на этапе сведения, но
гораздо труднее устранять на этом этапе недочеты, вызванные излишней компрессией при записи.
Если у вокалиста есть проблемы с шипящими, а смена микрофона и его расположения
не приводит к исправлению ситуации, тогда при сведении стоит использовать
компрессор в режиме де-эсера. Включите эквалайзер в "side chain" и сделайте усиление частот в области 4-10 кГц. Это
позволит устранить шипение согласных. Но не
увлекайтесь: это надо делать так, чтобы они звучали естественно, иначе
результат работы де-эсера легко будет узнаваться на слух. Можно подобрать точную
частоту, если переключить "side-chain" в режим "listen" (прослушивание) и настраивать
эквалайзер до тех пор, пока согласная не будет максимально слышна. Для
этих целей подходят эквалайзеры типа "sweep" и параметрические. Лучше не использовать здесь графический эквалайзер, так как нужная частота может
находиться между регуляторами, что
сделает точное нахождение ее невозможным.
Предыдущая Следующая