ПРИБОРЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С ШУМОМ ("GATES'/EXPANDERS")
ВСТУПЛЕНИЕ
Шумы являются проблемой на всех этапах записи. Они генерируются электронным оборудованием, магнитной лентой, ошибками квантования (в цифровых
системах). Причиной шумов может быть плохое
экранирование, цепи заземления, угольные
гитарные звукосниматели и т.п. Кроме перечисленного, в запись могут попасть немузыкальные шумы: шорох переворачиваемых нотных листов, скрип стульев, шум аудитории и т.д..
Если шум уже попал в электрический сигнал, не существует способа
устранить его позже. Например, запись музыки может
содержать много шумов ленты, и невозможно
избавиться от них с помощью какого-либо фильтра без того, чтобы не потерять
часть полезного сигнала. Что остается делать в таком случае? Ответ таков':
"Если нельзя устранить шум, спрячь его".
Если загрязнение шумами не слишком сильное, то есть шанс, что они будут
слышны только во время тихих пассажей. Это дает подсказку, как с ними бороться. В готовом миксе это трудно делать, так как периоды тишины встречаются
неравномерно, но можно попробовать исправить
ситуацию с шумами в отдельных треках. Возьмем, к примеру вокал: между словами и
фразами существуют паузы. Если в этих местах понизить уровень сигнала, то уровень
шумов тоже понизится. Наверное, вы уже знакомы с этой операцией,
если вам приходилось выводить фейдеры перед началом
песни, чтобы вступление звучало чисто. Однако делать это вручную в каждой паузе на каждом треке было бы невозможно.
Решение проблемы появилось с изобретением электронного переключателя, реагирующего
на уровень входного сигнала "gate"(renT, пороговый шумоподави-тсль). Как и в компрессоре, точка перегиба устанавливается вручную; гейт
выклю-
чает ("запирает") сигнал, когда его уровень падает ниже точки
перегиба. Иными словами, компрессор обрабатывает сигнал выше точки перегиба, а
гейт - ниже ее. Простые гейты могли
находиться либо в состоянии "включен" ("отперт"), либо в
состоянии "выключен" ("заперт"); переходного состояния у
него нет. Из-за этого существует
опасность, что тихие сигналы потеряются в процессе шумоподавления. Так работали первые пороговые шумоподавители.
Их действие (иногда довольно грубое) можно слышать в старых кинофильмах, где
при их помощи пытались устранить шум
ветра и звуки на заднем плане.
Предыдущая Следующая