Что же такое мастеринг?
Стас Карякин, мастеринг-инженер
студии SBI records
Звукоинженер Стас Карякин много лет
проработал на ведущих студиях Москвы и сегодня занимается мастерингом
на студии SBI Records Игоря Бабенко. Ему приходилось
обрабатывать материал как в цифровом виде (Sonic Solutions, Digidesigne, t.c. electronics, Apogee, Prism Sound,
Lexicon, Sony, Tract), так и в аналоговом
(1/2", 1/4" - Studer, EQ - Sontec, Summit, BSS Audio, NTI, Dolby, а также Tube Tech, Urei
и т.д.).
Уважаемые коллеги, музыканты и все, кто
занят "жизнью" звука! Автор этого небольшого размышления не
претендует на непререкаемость всего нижеизложенного.
Начнем с убеждения некоторых музыкантов и
инженеров, что "любое вмешательство в звук есть его "порча".
Автор в некоторой степени согласен с этим, однако...
Для серийного тиража музыкальной продукции,
(например, CD или компакт-кассеты) существуют
определенные технические требования к так называемым мастер-лентам, то есть к
тому, что посылается на завод, тиражирующий продукцию.
Мастер-лента (носитель может быть разный
PMCD, R-DAT, Umatic, Exabite)
- должна быть записана с определенной частотой, иметь определенную разрядность,
количество выпадений не больше, чем положено, и так далее. Ряд параметров
должен быть указан в сопровождающем документе (если, конечно, вы не хотите
получить на вышедшем компакте сильно измененный звук или какой-нибудь другой
"подарок"). Можно сэкономить и отдать на завод DAT-кассету с копиями
песен в задуманном порядке, скопированных с оригинала, как один из вариантов на
двух DAT-магнитофонах. Так было раньше. Сегодня потенциальный покупатель не
тот, да и артисты стали больше внимания обращать на качество звучания своих
работ. Вполне понятно их желание, чтобы материал звучал убедительно и комфортно
(если задумано не иначе) на любой акустике - будь то телевизор, домашний аудиоцентр или мощная концертная аппаратура.
Дабы не путаться в терминологии, рассмотрим
два аспекта мастеринга - технический и
художественный. Насчет последнего вспомним поговорку:
"На вкус и цвет товарищей нет". Итак, техническая задача-минимум
мастеровой студии - грамотно подготовить материал с соблюдением требований,
предъявляемых заводом-изготовителем. Задача не творческая, но, как ни странно,
очень сложная. Как правило, DAT-магнитофоны записывают с аналогового входа
только в 48 кГц (ADAT - в том числе), да и звук в 48 кГц чище и светлее. А
формат CD - 44,1 кГц. Многие приборы и цифровые станции обработки звука (Digital Audio Workstation
- именуемые автором в дальнейшем DAW) имеют возможность конвертации
- перерасчета аудиосигнала, записанного на частоте 48
кГц, в 44,1 кГц. По всей видимости, это один из сложнейших алгоритмов в
цифровом аудио.
Главная Следующая