Предыдущая Главная
Итак, несложные на первый взгляд
технические операции требуют высококачественного и, как следствие, дорогого
оборудования и грамотного, желательно со слухом инженера (шутка).
Теперь о вмешательстве в звук.
Во-первых, вы должны твердо решить, что это
необходимо.
Во-вторых, было бы неплохо представлять
себе хотя бы приблизительно конечный результат.
В-третьих, необходимо иметь условия и
оборудование для выполнения работы.
Можно сделать
"мастер на коленке": недорогой пульт, пиковый ограничитель уровня
(чтобы было громче, чем у других) - и "рулить" звук, без боязни,
используя эквализацию пультовой ячейки. А
можно стремиться тонко подчеркнуть какую-либо грань
материала, выстроить интересную пространственную картину, правильно
распределить частотное давление, попытаться исправить некоторые недоделки
сведения и придать звуку упругость.
Естественно, чтобы решать подобные задачи,
недостаточно иметь оборудование, которое присутствует на студиях среднего и
даже высокого класса.
Бывают случаи, когда песни альбома записаны
на разных студиях (что почти закономерно при составлении сборников). Привести
их к одному алгоритму также является задачей инженера.
Надеюсь, что вы не верите в миф об
"ужасных" фонограммах, превратившихся в
"отлично звучащие" после мастеринга. Чудес
не бывает, и работа с подобным материалом скорее можно назвать реставрацией.
Часто такие фонограммы дешевле переписать заново. И я не согласен с мнением,
что если не слышно разницы "до" и "после" мастеринга, то его не стоило делать. У слушателей
существует подсознательное восприятие, и более "правильно поданная"
фонограмма может не только повлиять на имидж исполнителя или группы, но и
определить рейтинг в мире музыки. Неправда, что качество не влияет на "хитовость". Влияет.
В каком виде мастеринг-инженеру
желательно иметь исходный материал? На аналоговой ленте 1/4" R-DAT-48 кГц
и R-DAT-44 кГц?. Уровень на R-DAT не должен превышать
-0,5 дБ F. s. Если у вас есть материал в трех
перечисленных видах, то у вас больше возможностей достичь желаемого результата.
На 1/4" аналоговой ленте материал в большинстве случает предпочтительнее.
Остается только надеяться, что в будущем ведущие отечественные студии будут
оснащены аналоговыми магнитофонами 1/2" 30 1PS для сведения.
На сведении желательно пользоваться (если
необходимо) пиковыми ограничителями, компрессорами, приборами шумоподавления в
щадящем режиме. Если вы используете психоакустику, то
хорошо бы иметь дубль без приборов этого направления. "Бороться" с перекомпрессированной или фазово искаженной
фонограммой значительно сложнее.
В том случае, когда вы сводите на
многодорожечный магнитофон (типа A-DAT), используйте лучший по качеству
AD-конвертер. Тогда меньше шансов ошибиться в балансировке звука, так как это
реально сбалансировать на мастеринге.
Считаю, что любой без исключения
музыкальный материал должен проходить и этот конечный этап звукообразования - мастеринг.
(Автор сознательно не оценивал ни одного
прибора, ни DAW - это тема другой статьи).
Удачи вам всем!
Copyright © ООО
"Шоу-Мастер"
Webdesign ©
Сергей Горбунов
Предыдущая Главная
|