Предыдущая Следующая
Теория сэмплирования (дискретизации).
Процесс измерения и перевода в цифровой вид
отдельных частей входного сигнала называется сэмплированием. Делается множество
срезов сигнала; высота этих срезов измеряется. Срезы (сэмплы) имеют ровную
вершину, то есть они не точно соответствуют форме волны. Отсюда следует, что
чем тоньше срезы, тем более точно (или менее искаженно) они описывают сигнал.
Теория сэмплирования слишком сложна, чтобы рассматривать ее в данной книге.
Основные понятия таковы: для правильного воссоздания сигнала на выходе частота
сэмплирования должна быть по крайней мере в два раза
больше частоты высшей гармоники данного сигнала. Однако на практике частота
дискретизации превышает высшую гармоника в два с
половиной - три раза. Таким образом, чтобы сэмплировать сигнал, содержащий гармоники
до 10 кГц, частота дискретизации должна быть 30 кГц. Чтобы создать временную
задержку в 1 с, потребуется память, в которую записываются эти 30 000 сэмплов.
Они записываются в RAM (память с произвольным доступом). Память 30 килобайт
содержит 1 секунду звучания инструмента с частотой верхней гармоники 10 кГц.
Путем постоянного обновления содержимого памяти и вывода его вовне (считывания)
можно создать задержку длительностью 1 с. Если это надо сделать для сигнала с
верхним пределом 20 кГц, то потребуется объем памяти 60 килобайт. Нужно не
только выбрать правильную частоту дискретизации. Важно также разрешение (resolution).
Цифровые номера, соответствующие сэпмлам, группируются по шагам (step). Число
возможных шагов зависит от того, сколько бит может пропускать АЦП
(аналого-цифровой преобразователь). 8 бит - 2 в 8 степени групп (шагов) = 256.
Это значит, что громкий сигнал может состоять из 256 шагов, а тихий - из
меньшего количества. Это считается плохим уровнем разрешения. Это - искажения
квантизации. Искажения квантизации звучат как шум, но, в отличие от аналоговых
шумов, он исчезает вместе с сигналом. Использование 12- и 16-битовых устройств
позволяет улучшить разрешение. В большинстве современных цифровых устройств применяется 16-битовая система (например, компакт-диск).
Каждый бит - это 6 дб динамического диапазона; следовательно,
8-битовая система позволяет воспроизвести только 48 дБ (совсем как кассетный
магнитофон без Dolby). 16-битовая система позволяет пропустить динамический
диапазон 96 дБ, что для аудиоцелей является отличным показателем. 12-битовая система
- это 72 дБ, что позволяет применять ее для многих эффектов. Итак, чем
выше частота сэмплирования, тем больший частотный диапазон охватывает система
(тем лучше частотная характеристика). Но чем выше частота, тем больше сэмплов
можно получить, и тем больший объем памяти требуется для хранения данных.
Следовательно, такое устройство либо дорого стоит, либо его время задержки не
слишком большое (у цифровых дилэев и сэмплеров).
Ранние DDL не отличались ни высокой частотой сэмплирования, ни большим временем
задержки. Современные недорогие аппараты имеют ширину полосу 15 кГц и по меньшей мере 1 с задержки. Если устройство позволяет
создать длинную задержку, то всегда можно сделать и более короткую - либо путем
отключения части памяти, либо путем повышения частоты дискретизации. В
современных аппаратах применяются оба метода. Память включается и отключается
при помощи переключателя "range", частота сэмплирования изменяется
при помощи регулятора "fine". Цифровой ревербератор - более сложная
система, чем цифровая задержка. В нем происходит работа микропроцессора с высоким
быстродействием - работа с цифровыми данными для создания тысячи индивидуальных
отражений, из которых создается естественно звучащая реверберация. Цифровой
ревербератор появился только через три года после появления цифрового дилэя.
Цифровой ревербератор не требует такой ширины полосы, как цифровая задержка;
вполне хватает 10 кГц (для его работы без сильного изменения сигнала).
Предыдущая Следующая
|