Предыдущая Следующая
Итак, мы переходим к упоминанию философских школ,
которыми Греция стала так известна. Школы Платона и Пифагора произошли
благодаря Посвящениям, и так как музыка, используемая в Мистериях, была особого
вида, неизвестного народу, то нельзя сказать, что общераспространенная музыка
оказала влияние на эти эзотерические школы. Что же касается других направлений,
то они были, как и греческие искусства, продуктом рассудительного и
бесстрастного мышления и возникали просто из того, что» было придумано».
Современные критики установили, что боги и их поведение не выдерживают теста
строгой проверки, и что именно отсюда развилось направление, которое в середине
последнего столетия было обозначено как агностицизм. Хотя в Греции всегда
имелись материалистически настроенные философы, отрицавшие существование богов,
другими словами, определенный конфликт между религией и наукой не внезапен однако,
впервые он проявился в таких больших размерах только в пятом веке до Рождества
Христова, и проявился настолько, что стало ясно, что всеобщая вера в богов была
серьёзно подорвана. И это еще не все: появились философы, подрывающие основы
политики и этики - одним словом, свирепствовал скептицизм; и не появись Платон,
и не восстанови он равновесие снятием покровов с тщательно взвешенной части
эзотерического учения, материализм распространился бы повсеместно.
Конечно, будет странно читать наши утверждения о том,
что одна и та же воздействующая сила, позволила возникнуть религии и ее противоположности: атеизму, однако, в силу особого
своеобразия греческой религии, это действительно было так. Как мы уже
установили, а также до нас и другие, религия Греции, со всеми ее
сверхъестественными элементами, была ничем другим, как прославленным
материалистическим представлением веры. Обобщая кратко:6оги были только
грандиозно превознесенные человеческие существа, со всеми их страстями, и
отношения между этими богами и человеком были едва лучше, чем отношения между
человеком и человеком. Этим объясняется, почему музыка, способствующая
возникновению греческой религии, вела также и к возникновению скептического и
материалистического воззрения. В связи с музыкой и этой книгой должно быть
особенно принято во внимание то, что одна и та же причина оказывает различные
воздействия. Если бы это было не так, то тогда достаточно было бы играть лишь
церковные песни, чтобы сделать человека верующим! В действительности же в
основе этих воздействии лежит лишь схожесть, короче говоря, они не полностью
одинаковы, а только родственны друг другу. Ведь между верующим и скептиком нет
основополагающего различия: первый не верит в одну определенную
последовательность теории и Фактов, последний не верить в другую, и это - все.
Верующий не верит в то, что вся вселенная построена случайно, а скептик не
верит, что она построена богом или богами. Верующему действия скептика кажутся
безрассудными и бессмысленными, а для скептика действия верующего выглядят
такими же безрассудными и абсурдными. Греческий атеист, в споре со своими
противниками, мог бы аргументировать следующим образом: «Я верю во
вседостаточность самой материи и настаиваю, что невозможно установить богов,
как невидимых, так и материальных». И когда все было бы сказано, общий спор
продолжал бы вращаться вокруг материи, а каждая сторона была бы настроена
материалистически, но на свой собственный лад. Мы установили, почему пришла в
упадок столь мощная культура Египта, теперь нам осталось только показать
причину, лежащую в основе того, почему Греция роковым образом последовала по ее
стопам. Предыдущая Следующая
|