Предыдущая Следующая
Не обязательно продолжать
далее этот ход мыслей, но что в песнях речь идет о разновидности программной
музыки, и что слушатели могут быть привлечены в концертные залы причинами,
которые связанны не только с желанием послушать чисто музыку, и, что даже эти
слушатели в большей или меньшей степени будут подвержены влиянию этой музыки -
остается фактом. На вопросы «как?» и «почему?» объяснение,
однако, будет дано позднее.
Глава 3
ПРОБЛЕМЫ ИНСПИРАЦИИ И ВЫМЫСЛА
Эти проблемы приводят нас к одному из самых важнейших
аспектов музыкальности: сам дар вымысла и все то, что он обозначает
и включаем в себя. Мы приступаем, согласно высказываниям некоторых
композиторов, к священной теме, по меньшей мере, это впечатление возникло бы из
их высказываний и умалчивании, когда речь заходила об определении сути
инспирации /вдохновения/, В подтверждение этому цитата: «Большая трудность при
исследовании подобного рода состоит в том, что некоторые композиторы
усматривали неподобающее любопытство и дерзкую затею в снятии покрывала с самой
священной области, святая святых их искусства». Но почему они должны
рассматривать этот запрос подобным образом? Инспирация может быть в
определенном смысле чем-то таинственным, все же это не делает ее настолько
святой, чтобы не быть проанализированной, насколько анализ этот вообще
возможен. В любом случае инспирация обычно ассоциируется с красотою, а красота
стоит попытки быть понятой, насколько бы ни сложна была эта задача.
Джеймс Брэнч Кебел/James Branch Gabell/ в своей книге
«Пустяки и молитвенники» /»Strans and Peiduer Books»/ очень полно выразил
основной принцип креативного /возрастающего/ письма, что его замечания, хотя
они относятся к литературе, с незначительной ассимиляцией, могут быть применимы
и к сочинению музыкальных произведений. «Романист», - говорит он, - «будет
писать в такой форме, которая интересна и привлекательна для него, а ритмы он
будет создавать так, чтобы они были приятны его собственному слуху, и выбор тем
его творчества будет определен тем, что он лично находит интересным. Ибо
серьезный писатель-прозаик будет писать в первую очередь для своего
собственного удовольствия, для душевной экологии, с одной стороны, но главным
образом, все же с филантропической скрытой мыслью: передать вещи, которые он
сочиняет всем тем, кому придутся по вкусу эти болеутоляющие средства. И, делая
это, он будет удовлетворен». Далее Кебл говорит, что в нем существует
неотразимая потребность избежать привычек и обычая, что он более решителен в
преодолении скуки, чем его близкие, а следовательно
его задача - избегать скуки пресыщения в доверенных ему вещах. Предыдущая Следующая
|