Предыдущая Следующая
Несмотря на то, что я, может быть, первый автор,
который указывает, что вокальная музыка - это форма программной музыки,
существует много признаков, сознательно или бессознательно признанных,
подтверждающих это; отсюда и объясняется существование обоих песенных
направлений, о которых я упоминал. Так как вокальная музыка стала более подражательной и, следовательно, более конгруэнтной,
то еще и сегодня пишутся колоратурные вещи (хотя могут быть исключения), если
есть на то резон, например, имитация птичьих голосов или других фигуративных
звуков природы. Что касается не имеющих колоратуры песен, то соответствующая
атмосфера порождается через возвышенность жанра, в то время,
как вокальная партия склонна к декламационному характеру, как доказывают песни
Дебюсси, Равеля и других.
В вокальной музыке есть две формы подражания:
подражание модуляцией или изменением тона и подражание всяким звукам, на
которые намекает поэтический текст, Под подражанием модуляцией подразумевается
попытка передать в музыке изменение голоса или интонации, когда декламируется
или проговаривается определенное стихотворение. И вот здесь-то даже самые
именитые композиторы допускали промахи, так как-либо не облагали драматическим
чутьем, либо оно было недостаточно и нелогично. Настоящие драматические эффекты
достигаются модуляцией, а не простым подражанием. Композитор, который является
настоящим художником, стремится к тому, чтобы модуляция была усилена мелодией и
дополнительно поддержана через подражательную и мелодраматическую побочную игру
в сопроводительной музыке.
Для сочинения подражательной музыки, которая
заслуживает названия «искусство», существенно быть подражающим новым способом,
то есть одновременно показать логичность и согласованность. Кроме того,
тщательно взвешенные намеки, как правило, художественнее, чем чистый реализм.
Сочинители песен более высокого класса, такие, как Дебюсси, Равель, применяли
этот прием, используя аккомпанемент как вид декорации для того, что поется.
Более богатое оформление гармоничных художественных
средств композиторы-песенники полагали на интерпретаторов-певцов. Во времена
относительно малого использования диссонансов благозвучие должно было служить
для подражания бурной или печальной эмоции. В балладах, например, одно и то же
сопровождение использовалось для различных строк, очень сильно отличающихся
друг от друга по эмоциям. Отсюда певец-интерпретатор не имел драматической
поддержки через музыку аккомпанемента. Сегодня же разбуженный композитор
употребляет множество гармоничных средств, когда хочет выразить соответствующее
множество эмоций, независимо от того, меняет он при этом мелодию или нет. Если
он захочет придать грубой, отталкивающей эмоции дополнительную силу, то он
напишет резкий или, относительно говоря, некрасивый диссонанс; для
подчеркивания нежной эмоции он выберет соответственно звучащее благозвучие и т.
д. Другой художественный прием состоит в том, чтобы изменить лишь одну ноту в
мелодии, соответственно измененной модуляции голоса, которая будет востребована
определенным словом, появившимся в последних строфах в сравнении с начальными. Предыдущая Следующая
|