Предыдущая Следующая
Лассо, Палестрина и, наконец, Монтеверди, чье
творчество, в связи с его аналогичным воздействием, нет
надобности рассматривать ближе, все они своей музыкой способствовали
тому, чтобы проложить путь определенному числу мистиков и философов,
появившихся после семнадцатого столетия.
Сноски:
1. Цитатапо Jokn Hawkin: History ofiausic
/Джон Хоукинс «История музыки»/.
2.Читатель вспомнит о том, что индийская музыка вызывала
совершенно похожее воздействие, только не на эмоции, а
через сублимацию духа.
Глава 34
Музыка семнадцатого и восемнадцатого столетий
Все любители музыки знакомы с произведениями Доменико
Скарлатти, родившегося в 1685 году и жившего до 1757 года. Он характеризуется,
как величайший для своего времени композитор сочинений для цимбал. Эта
характеристика может быть вполне соответствующей, судя по значительному
количеству мастерски написанных им сочинений для этого инструмента. Наряду с
другими его достижениями Скарлатти приписывается «усовершенствование формы
сонаты, ограниченной до того времени лишь скрипичными произведениями. Что
касается этих утверждений, то правильнее все же сказать/
что он лишь улучшил и развил сонатную форму, если взять во внимание, что она
даже у Бетховена еще не достигла границы своих потенциальных возможностей.
Воздействие грациозной музыки Скарлатти должно быть
настолько очевидным для тех, кто слушал какую-либо из его композиций, что не
нужно много слов по этой теме. Они вызывает чувство радости и веселья, также
способствуют бодрости нашего духа. В настоящее время мы слушаем его композиции
лишь на фортепиано, а не на цимбалах, для которые они,
собственно, и были написаны, потому многое из их первоначального воздействия
теряется. Веселость сохранилась, но отсутствует определенный «свист», так как
металлические струны цимбал перебираются, а на Фортепиано по струнам ударяют молоточки/ покрытые войлоком.
Чтобы оценить воздействие цимбал, нам следует сравнить
его с воздействием церковного органа. В то время, как
последний своими торжественными, звуками ведет непосредственно к тому, чтобы
побуждать почитание и религиозное благоговение, первые же вызывают своими
резкими гудящими металлическими звуками чувства почти противоположные: вместо
почитания - беззаботное веселье и юмор, вместо религиозного благоговения и
набожности - сарказм и едкую насмешку. Соответственно/ цимбалы, клавесины и
спинет, одним словом, инструменты, в которых перебираются металлические струны,
особенно тогда, когда они использованы для игры веселой и фигуральной музыки,
способствовали принятию остроумной шутки. За многое из того богатого наследия
остроумного юмора восемнадцатого столетия, который в изобилии можно обнаружить,
например, в произведениях Вольтера и некоторых его современников, нам нужно
быть обязанным вышеупомянутым инструментам, или много более - их воздействию на
дух. Как мы уже установили, что полифоническая музыка сама по себе побуждает
интеллект. Если же к полифонии будут добавлены «игристое пощипывание» и
укалывающее воздействие затронутых струн, следствием этого будут острый
рассудок и искрометное остроумие, используемые для саркастических высказываний
или сатирической насмешки. После исчезновения цимбал, фактически начал
уменьшаться и тот особый вид сатирической иронии.(1).С появлением фортепиано с
ударными молоточками, и его более мягким характером звучания/ возник и менее
саркастический вид юмора, он потерял присущую ему
«кусачесть», несмотря на то, что многие присущие ему качества, были сохранены. Предыдущая Следующая
|