Предыдущая Следующая
О музыке Скарлатти нельзя сказать, что она сказала
влияние на нацию в целом. Все же, хотя ее воздействия и были ограничены, они
были более непосредственными и прямыми, чем воздействия каких-либо других
композиторов, о которых Мы писали в этой книге. Как общее правило, можно
сказать так, чем привлекательнее и увлекательнее музыкальное направление, тем
непосредственнее и короче его воздействия. На этом основании Мы можем,
утверждать, что все мелодичные и следовательно, легко
понимаемые композиторы, сочинявшие для клавесина и цимбал, мы не называем их
имен, но из которых Скарлатти был самым «доходчивым», все вместе они оказали
почти непосредственное воздействие на эпоху. В то же время, музыке Бетховена,
например, понадобилось около сотни лет, прежде чем она достигла своего полного
влияния.
Если мы теперь поразмыслим над этими относительно
быстрыми следствиями более легкой музыки, то мы поймем также и некоторые
причины той изнеженности в поведении и одежды мужчин того периода, которые
стали преобладающим признаком восемнадцатого столетия. Уже при жизни Скарлатти
в искусстве звука можно уловить ростки той «косы», которая приводит, как мы
установили в отношении Греции, к высокодифференцированой разработке одного
аспекта художественной деятельности за счет всех прочих, а именно: «засилью
чуждого действительности, второстепенного и внешнего над действительным,
существенным и внутренним, духовным».(2). Её признаки в музыке: трели, быстрые
пассажи и вариации, а признаки в жизни - аффектированное преувеличение, франтовство,
«низкопоклонство и расшаркивание», а так же «жабо и складчатая одежда».
Причину, лежащую в основе всего этого не следует искать далеко: это -
«чувствительная, сентиментальная сторона жизни», доведенная до крайности и
выраженная почти карикатурно. С музыкальной точки зрения, это развитие началось
с романтическим типом народной песни, во Бремена
Скарлатти получило художественное оформление, а в произведениях Моцарта/
1756-1701г./ достигло своей наивысшей точки. За исключением И. С. Баха и
Генделя, в период между Скарлатти и Моцартом фактически почти всех композиторов
следует считать ответственными либо за художественную обработку «более
чувствительной стороны жизни», либо за принятие уже упомянутого меткого
остроумия. Но Моцарта, выразившего чувствительную сторону в форме музыки более
ярко, следует сделать и более ответственным: он был интерпретатором выдающегося
мастерства всех мелочей повседневности, как и его современник И.Гайдн(3). Они
оба показали во многих отношениях такое родство, что не нужно заниматься ими в
отдельности, поскольку это не ставится целью данной книги. Они были даже похожи
во мгновенно наступившей славе/ которую снискали себе,
если вспомнить, что Моцарт после появления оперы «Идоменей» восхвалялся как
«величайший из всех музыкантов», в то время как Гайдн среди английской
музыкальной публики «стал причиной наибольшего волнения, когда в 1791 году
разучивал шесть из своих «Двенадцати больших симфоний».
Предыдущая Следующая
|