Предыдущая Следующая
Если же обратиться от утонченных отношений в жизни к более практическим, то мы вновь установим, как многие из них
были связаны почтительностью, в широком смысле этого слова. Например, когда
одни женщины занимаются определенными делами или определенным время
провождением, а другие считают, что все это «ниже их достоинства», то это
происходит от преувеличенной оценки самих себя и своего пола, особенно если
другой пол поддерживает их в этом. Всякий интерес людей к их собственному
достоинству и достоинству других внушается через чувство почтительности. В
Викторианской эпохе это чувство было выражено с таким акцентом, что даже сама
королева должна была говорить своему министру, который находился при смерти:
«Мне очень жаль, что я не могу Вам предложить присесть». Был еще один продукт
этой почтительности или чувства святости в соединении с достоинством. Речь идет
о крайне характерной примете викторианского взгляда на жизнь-это прославление
долга, как стимула к действию. Было недостаточно делать то или другое ради
самого себя, или потому, что было желание сделать что-то, подобные причины
считались чересчур легкомысленными и рассматривались как недостойные. Если все
же действия каким-то образом были озарены нимбом моральных обязательств, причем
без малейшего намека на удовольствие и наслаждение, тогда душа викторианца была
спокойной, его самоуважение было удовлетворено.
Таким образом, возникло представление о святости и
долге.
При всей своей одаренности, Гендель не был поборником
революционных идей как Вагнер. Он принадлежал к такому типу композиторов как
Чайковский, который существующие художественно-
музыкальны средства разработал дальше и связал их с изобилием богатства
мелодий. В случае с Чайковским, художественные средства и общеприняты формы
были связаны с сонатой, в случае с Генделем- с композиционной Формой фуги и как
уже было упомянуто, с секвенциями и повторениями, т. е. со средствами, которые
сами по себе были уже известными. Мы не будем повторять, почему последние
повлекли за собой законом. соответствий
подчеркнутую официальность в жизни. Закон же соответствий этим еще не
исчерпывается. Именно потому, что красота и величие музыки
Генделя, по причине его техники, были формальны и мало дифференцированы для
красоты и великолепия Викторианской эпохи, было общепринятым: воспроизведенная
ново-готическая архитектура, тяжелая мебель из красного дерева в столовой,
огромные кровати и платяные шкафы из орехового и красного дерева в спальне,
красные плюшевы кресла с золотыми рамками в приемной, искусственные цветы и
набитые/ чучела птиц с пестрым оперением в стеклянных витринах,
хрустальный! дворец, «Альберт мемориал» и другие объекты, слишком, многочисленные,
чтобы упомянуть все, что делает наглядным этот формализм. Предыдущая Следующая
|