Предыдущая Следующая
Это один аспект влияния музыки Генделя - другой,
сказавшийся ранее, проявился в предпочтении к мрачному,
унылому: диваны и кресла из черных волосяных тюфяков, чрезмерно утрированная
вдовья одежда и т. д. Почему так? Потому что священная робость, благоговение,
которые вызывала музыка Генделя, пробуждали определенных типов характерное
пристрастие к погребениям, к преувеличению торжественности и серьезности, что,
разумеется, привело к ложному представлению о духовно-религиозном.
Вскоре после смерти Генделя, определенная доля его славы достигла Германии, но
не Австрии и еще менее - Франции. На деле это происходило, как пишет Ром Ролан
в своей биографии о Генделе: «Мы, Французы, ждали все же полного раскрытия того
большого блестящего, трагического искусства, которое так родственно целям
античной Греции». Как значимо это признание! В 18 столетие англичане находились
во многих отношениях ближе с французами, чем когда-либо ранее, но с появлением
Генделя между ними появились большие различия. Теперь для викторианцев было
совершенно обычным делом выражать сожаление по поводу фривольности,
откровенности, распущенности нравов, светскости обычаев, оскверняющих шабаш
«людей на суше», причем они совершенно забыли, что не так давно в Англии царили
подобные отношения. Германия тоже была втянута в эту обобщенную хулу, так как
ее театры и некоторые из магазинов были открыты по воскресениям, но все же
обычаи немецкого народа, которые не были поверхностными и легкомысленными,
соответствовали скорее обратному. Немцы были явно с
серьезным народом и любили серьезную литературу, искусство, музыку и
одновременно придерживались традиций. Эти национальные, характерные черты
частично объясняются влиянием музыки Генделя, но еще более влиянием Иоганна
Себастьяна Баха, которые мы еще покажем. Что касается австрийцев, то они
сохранили национальную веселость и жизнерадостность, характерную для французов,
причем показателен тот факт, что они многое переняли из музыки Моцарта, которого
и сегодня почитают как полубога. Но это не говорит о том, что произведения
Генделя никогда не игрались и не играются сегодня в Австрии, и что австрийцы
только позже заметили гений Генделя, и что он не занимал и не занимает в их
стране почетного места, которое признано за ним в Англии. Не становится Гендель
национальным наставником и в Италии. В этой стране он пользуется весьма
ограниченным почитанием, несмотря на профессиональное исполнение религиозности.
Это обстоятельство бросилось в глаза никому другому, как Мендельсону, который
писал: «В 1830 году: «Итальянцы имеют религию, но не верят в нее, они имеют
папу и правительство, но высмеивают их, они вспоминают о блестящем и
героическом прошлом, но не придают ему никакого значения. Это действительно
возмутительно: испытывать равнодушие при смерти папы и неподобающее веселье во
время праздников».
Предыдущая Следующая
|