Предыдущая Следующая
Мы указали на то, что значительные произведения Баха
на сотню лет канули в забвение, но большинство любителей музыки знают, что за
возрождение музыки Баха в 1829 году, мы должны быть благодарны Мендельсону,
когда в Берлине вновь зазвучали и «Страсти по Матфею». После этого события
«музыкальный мир был охвачен мощным волнением; люди /в Германии/ вдруг почувствовали,
что в этих заброшенных произведениях спрятаны бесконечная глубина и
наполненность творческой оригинальностью, которые выражены в идеальной
завершенности формального построения. Постановки «Страстей» и других вокальных
произведений проходили как в Берлине, так и в других местах. Музыка Баха
звучала по всему «отечеству».
Интеллектуализирующее влияние музыки Баха
распространилось широко и действенно и сегодня, но оно было и есть перемешано со многими другими влияниями, что делает
трудным определить точный характер и меру его воздействия. Здесь только нужно
подчеркнуть, что в Германии глубина осмысления жизни, благодаря музыке Баха,
распространилась шире, чем в любой другой ;
европейской стране и что традиционные условности и интеллектуальное мещанство
стали быстро исчезать. Что касается Англии, то некоторые небольшие произведения
Баха, преимущественно фуги для органа, в 1840 году нашли свою
аудиторию. «Страсти по Матфею» полностью были поставлены в 1854 году -только через сто двадцать пять лет после появления их в
Германии. Поэтому Гендель со своими ораториями был победителем до 1846 года,
когда Мендельсон представил английской публике своего Элиаса
.Если бы И.С. Бах с полным провозглашением очень смелых, для того
времени, гармоний и мастерским контрапунктом, вышел на первый план раньше, то
мы убеждены в том, что характерные признаки Викторианской эпохи были бы если не
совершенно другими, то в любом случае, безусловно ограничены. В этом случае
нашла бы более широкое распространие скорее интеллектуальная, а не
пиетистическая -лицемерная серьезность, и религия не
стала бы такой стереотипной, ведь мышление людей развивалось бы по независимым
направлениям, вместо того, чтобы довольствоваться воспроизведением мысли
других. Так как все происходит только однажды, то «простые величины» Генделя,
его благозвучные гармонии по своей форме были пригодны для того, чтобы углубить
общую духовную направленность и образ мышления. Ограничить же условные и
формальные склонности - это право осталось за Бахом и другими композиторами
более позднего времени.
Предыдущая Следующая
|